На первый взгляд, синтетический каучук не создает в плане его упаковки головоломных проблем. Он сходит с конвейера в брикетах, похожих на крупные кирпичи, – складывай в любую прямоугольную тару и отправляй по назначению. Но даже если забыть о презентабельности товара, в физическом отношении для каучука пригодна далеко не любая тара. Одно из свойств бутадиеновых каучуков – хладотекучесть. Полежав при комнатной температуре, брикеты начинают «растекаться». Если не завернуть каждый брикет в полиэтиленовую пленку, изделия будут слипаться, как пельмени. Но и после оборачивания брикеты нельзя загружать, например, в биг-бэги, которые применяются для насыпной продукции: стенки биг-бэга не выдержат давления. Производители каучука давно обдумывали варианты трансформации устаревшей тары в современную упаковку. «Работа велась по нескольким направлениям, – рассказывает Олег Кудрявцев, заместитель генерального директора по обеспечению производства «Воронежсинтезкаучука», ранее начальник отдела логистики дирекции синтетических каучуков. – Прорабатывали использование пластика, металла и гофротары. Один из критериев выбора, притом, что все эти виды тары соответствуют требованиям потребителей, – экономика». ПРЫЖОК ИЗ ЯЩИКА Вплоть до прошлого года СИБУР поставлял на экспорт синтетический каучук в деревянных ящиках. Случалось, деревянная тара при транспортировке деформировалась, и в каучуке появлялись включения деревянной щепы. Европейские партнеры некоторое время выразительно молчали, но затем открыто заявили свое неприятие. Общеевропейского стандарта упаковки для каучуков не существует, но деревянная тара не годится еще и потому, что экологические требования ЕС делают ее утилизацию слишком дорогой. И вот, начиная с 2009 года, СИБУР приступил к разработке новых видов упаковки. «Мы внимательно изучили, как упаковывают продукцию наши конкуренты, что есть в этом плане на рынке, – рассказывает Роман Евсеев из отдела логистики дирекции синтетических каучуков. – За рубежом распространена поставка в металлических контейнерах, но пока для нас это слишком затратно. Металлические контейнеры можно использовать повторно, поэтому в Европе их обычно возвращают обратно на завод-изготовитель каучука. Но там это возможно благодаря свободным границам, тогда как в России приходится иметь дело с таможней. Поэтому в ближайшие годы металлическая тара не станет правилом, хотя мы и прорабатываем этот вопрос, чтобы понять, насколько жестко будут настроены в этом отношении наши контрагенты». Остановились на пластиковых контейнерах, которые применяют многие иностранные производители, в частности Lanxess, а также некоторые российские, например, «Нижнекамскнефтехим». Пластиковая тара надежно защищает продукцию от механических повреждений, не страдает от влажности (принципиальный момент при морских перевозках) и может перерабатываться. Но, когда было принято решение о переходе на новую тару, предприятия СИБУРа были не готовы производить ее самостоятельно (см. комментарий Сергея Синигибского). «Предложений от дирекции пластиков на тот момент еще не поступало, – поясняет Роман Евсеев. – Самым оптимальным было заказывать тару на стороне. При этом требовалось найти поставщика, который предложил бы выгодную цену и при этом имел опыт работы с каучуком». Специалисты СИБУРа изучили предложения шести разных производителей из Швейцарии, Бельгии, Германии, Китая и России. В итоге была выбрана российская компания IPlast, работающая в Нижнекамске, крупнейший производитель пластиковой тары в России. Сотрудничество между СИБУРом и IPlast продолжается несколько лет. Ранее компания поставляла для СИБУРа деревянную тару, сейчас – пластиковые контейнеры для экспорта. Переход на новую экспортную тару уже приносит СИБУРу дивиденды. Дополнительное оборудование для погрузки не понадобилось, зато транспортировка обходится дешевле. В месяц экономия по холдингу за счет перехода на пластиковые контейнеры составляет более 3,5 млн руб. МЕСТО ИЗ ГОФРОКАРТОНА Что касается потребителей в России и СНГ, то для них еще в прошлом году каучук паковали в бумажную мешкотару. Пусть мешок и бумажный, однако для перетаскивания 30-килограммовых баулов требовалась бригада из шести человек, у которых на погрузку или разгрузку одного вагона уходил полный рабочий день. Кроме того, мешки, сгруженные в вагон, по дороге рвались, и каучук приходил к потребителю с включениями бумаги, вызывая претензии к качеству продукта. Для внутреннего рынка был разработан гофрокартонный контейнер на деревянном поддоне. Такая упаковка удобней, надежней и дешевле, чем пластиковые контейнеры (на тонну продукции стоимость гофрокартонной упаковки составляет 1460 руб., а пластиковой – почти 2500 руб.). Новая тара проходила испытания на прочность при статических и динамических нагрузках на «Воронежсинтезкаучуке». Предстояло определиться с тоннажем контейнеров, комфортным для перевозок по железной дороге. Поэкспериментировали с контейнерами тяжелее тонны, но их оказалось сложно размещать в крытых вагонах. А 540-килограммовый контейнер, на котором остановились, вмещает 18 брикетов по 30 кг, как и пластиковый. Сейчас в таких контейнерах отгружается большая часть производимого предприятиями каучука, кроме нескольких специальных марок, для которых используется контейнер весом 450 кг. В отличие от пластиковых, гофрокартонные контейнеры имеют ограничения по видам транспорта. В частности, проблема с повышенной влажностью встает при морских перевозках. Чтобы влага не повредила продукцию, контейнеры планируют оборачивать полиэтиленом или покрывать картон влагостойким покрытием. Переход на новую упаковку завершится в августе. Менять погрузочно-разгрузочное оборудование не потребовалось, но ручная укладка заменяется автоматизированными линиями. Затраты на их установку полностью окупаются за счет экономии на оплате труда и упаковки без брака. Стоимость гофроконтейнеров в пересчете на тонну продукции вдвое выше, чем стоимость мешочной тары. Все эти затраты (около 1,35 млн. руб. в месяц) СИБУР берет на себя, то есть в стоимость готовой продукции они не закладываются. «Удорожание тары мы оплачиваем сами, понимая, что это будущее и это наша репутация», – поясняет Роман Евсеев. Потребители же получают экономию, так как снижаются затраты на разгрузку продукции и ее хранение. Получив первые партии, все клиенты выразили свое удовлетворение: теперь вагон с каучуком разгружается всего за 4 часа, причем единственным погрузчиком – в 12 раз быстрее, чем раньше. Снизились материальные потери из-за повреждения упаковки. Складировать контейнеры, в отличие от мешков, можно не в один, а в три яруса – учитывая стоимость складских площадей, это обходится в полтора раза дешевле. ГИБРИДНЫЙ ФОРМАТ Тем не менее, разделение экспортных и внутрироссийских поставок по видам упаковки осознается как проблема, которая связана с дополнительными затратами на транспортировку и сложностями хранения. В планах – стандартизация упаковки, то есть переход на унифицированный формат. Но какой? «Тут возможны несколько вариантов, – объясняет Олег Кудрявцев. – Возможен симбиоз между пластиком и гофротарой: пластиковые поддон и крышка, а само грузовое место – влагостойкий гофроконтейнер, выдерживающий морские перевозки. Сейчас над такой упаковкой работают как производители гофротары, добиваясь влагостойкости, так и производители пластика». Дирекция пластиков и оргсинтеза на базе узловского «Пластика» производит опытнопромышленные партии новых гофроконтейнеров – с пластиковыми поддонами и пластиковыми крышками. Если испытания покажут, что они удобны и надежны, такую упаковку можно будет производить на мощностях «Пластика». Поскольку новые контейнеры избавятся от деревянных поддонов, будут соблюдены европейские требования, то есть они смогут служить экспортным целям. Этот новый вид контейнеров проходит испытания на «Тольяттикаучуке» и «Воронежсинтезкаучуке». Одно из требований к таре – прочность, достаточная для того, чтобы складировать ее уже не в три, а в четыре яруса. Если новый вид упаковки подтвердит свою эффективность, он заменит гофроконтейнеры с деревянным поддоном. Через несколько лет можно будет полностью перейти на пластиковые контейнеры как при экспорте, так и на российском рынке. «Уже сейчас ряду получателей в России мы поставляем каучук в пластике, – говорит Роман Евсеев. – Это европейские производители шин, имеющие заводы в России, например, Michelin. Российские потребители тоже повышают требования, которым СИБУР должен соответствовать». Другой возможный вариант, по словам Олега Кудрявцева, работа с металлической тарой. Компании-операторы Good pack и GPS оказывают глобальные услуги по кругообороту этой тары. Но ее типоразмер разработан под морские контейнеры и автомобильный транспорт. А в России на внутреннем рынке изрядная доля продукции отгружается железной дорогой. Потом, стандартная металлическая тара рассчитана под иной размер брикета каучука. Наконец, чтобы организовать ее кругооборот, не обойтись без высокой автоматизации всех складских операций. «Но эти проблемы со временем решаемы, – заверяет Олег Кудрявцев. – Оба оператора готовы работать с нами, планируют открывать свои представительства на территории России и все вопросы по таможенному оформлению брать на себя». Доля железнодорожного транспорта также снижается, растет сегмент автомобильных перевозок. Проблема автоматизации также разрешима. Например, в Воронеже уже сейчас реализуется проект по внутрискладской логистике, который даст образчик подобного решения. «Металлическая тара – то направление, в котором движется весь мир. Нам надо его рассматривать и предпринимать свои практические шаги. В ближайшее время мы планируем взять партию из 19 контейнеров и попробовать, как туда укладывается наш брикет и насколько эффективны эти ящики при погрузке в железнодорожный транспорт», – подводит итог Олег Кудрявцев. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». АВТОР: Ярослава Забелло
«СИБУР СЕГОДНЯ», Корпоративный деловой журнал, |