Он отметил, что последние пять лет в мире каждый день выпускаются 4 тыс. автомобилей, работающих на КПГ, строятся 8 новых заправочных станций. Выпускаются мотоциклы, легковые, грузовые автомобили, автобусы. И все они находят коммерческое применение. В августе, в частности, индийское подразделение японской Suzuki — Maruti Suzuki — начнет выпуск 5 новых моделей автомобилей, работающих на природном газе. По прогнозам, к 2020 году на компримированном газе будет работать 65 млн автотранспортных средств. Наиболее развито использование газа в качестве моторного топлива в Пакистане — в этой стране на газе работает 2,3 млн автомобилей. В Аргентине, занимающей второе место, их количество составляет 1,8 млн единиц. В Иране и Бразилии природный газ в качестве топлива используется на 1,665 и 1,632 млн единицах автотехники соответственно. Генеральный директор Европейской газомоторной ассоциации Манэль Лахе поделился, что одним из лучших примеров использования природного газа в качестве топлива является парк по сборке мусора в Мадриде, который состоит из 650 тракторов, работающих на КПГ. Согласно расчетам, только благодаря этому парку в атмосферу Мадрида за год поступило на 132 тонн меньше оксида азота и на 2,069 тонн — CO2. Со-руководитель Gazprom Germania Штефан Верман обратил внимание на то, за последние десять лет в Германии количество автомобилей на КПГ росло на 50% в год. В этой стране до 2018 года действует пониженная налоговая ставка на автотранспортные средства, работающие на природном газе. При этом газ, используемый в качестве моторного топлива, стоит в 2 раза дешевле бензина. Использование газа в качестве моторного топливо развивается и в Восточной Европе. По словам Питера Сайдингера из OMV, в Хорватии в 2008 году на природном газе работало 150 автомобилей, и действовала одна заправочная станция. В 2009 году компания Irisbus Iveco вывела на рынок 60 автобусов на природном газе, скоро на рынок выйдут еще 40 автобусов. В Болгарии для стимулирования использования газа в качестве моторного топлива автотранспорт на газе не облагается налогом. Как рассказал управляющий по использованию газа на транспортных средствах Чешской газовой ассоциации Павел Новак, в Чехии в 2006 году была принята программа по стимулированию перехода автотранспорта на газомоторное топливо. С января 2007 года в стране действует нулевой налог на автотранспортные средства, работающие на КПГ. До 2013 года государство выделяет субсидии на закупку автобусов на компримированном газе. Так, размер субсидии на закупку одного автобуса составляет 8 тыс. евро. Недавно началась реализация совместного с Польшей проекта «CNG green line» по налаживанию сообщения между двумя странами на автобусах, работающих на газе. С 2007 года в Чехии также заработало такси, в парке которого только автомобили, оснащенные газобаллонным оборудованием, активно развиваются службы аренды машин. Российские реалии По оценкам заместителя начальника управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром» Евгения Пронина, в мире на автотранспорте используется от 30 до 40 млрд кубометров природного газа. При этом за последние годы этого показатель вырос в 12 раз. В России темпы прироста тоже достаточно внушительные — использование газа в транспорте выросло в 6 раз. Однако объемы газа, направляемого на эти цели, до сих пор очень скромны — порядка 115 млн кубометров. В России более чем на 140 млн жителей приходится около 100 тыс. автомобилей, работающих на природном газе и около 220 газовых заправок. Как отметил советник вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» Георгий Мирзоев, количество заправок у нас в стране меньше, чем в Армении. В этой связи многие участники конференции задавались извечным вопросом: «Что первичней — курица или яйцо?». То есть, нужно ли для развития использования газа на транспорте начинать собственно с широкого производства автомобилей или, в первую очередь, стоит задуматься о расширении сети АГЗС? По словам, Г. Мирзоева, компания совместно с «Газпромом» еще 5 лет назад задавалась этим же вопросом. Но найти на него ответ они так и не смогли. В итоге «АвтоВАЗ» все-таки решился на разработку легкового автомобиля, работающего на газе. Однако главной задачей было сделать автомобиль, который, как отметил советник, «мог бы плавно вписаться в эту газовую проблему». В итоге опытный образец «АвтоВАЗа» — Lada Priora — способен работать на двух видах топлива — традиционном бензине и природном газе. Главное его достоинство в том, что выпускаться этот автомобиль может на обычном конвейере, и лишь на самом последнем этапе принимается решение о том, ставить ли в него газобаллонное оборудование. В автомобиле сохранен бензобак прежнего объема и дополнительно могут устанавливаться 2 баллона для компримированного газа объемом по 48 литров. Баллоны будут находиться в нише для запасного колеса, что позволило не производить перепроектирование кузова. При этом проблему отсутствия «запаски», по словам Г. Мирзоева, можно решить несколькими способами. Если автомобиль ориентирован на европейский рынок, в багажник может быть установлена докатка. А для российского рынка достаточно насоса и специальной пасты, с помощью которых автолюбителю предлагается починить проколотую шину. На природном газе Lada Priora сможет проехать 260–270 км, а при одновременном использовании бензина ее пробег увеличивается до 600 км. Г. Мирзоев выразил надежду, что автомобиль сможет в скором времени выпускаться в промышленном масштабе. «Мы надеемся, что к концу 2011 — началу 2012 года этот автомобиль пойдет с конвейера», — сказал он. Опыт «КамАЗа» по выпуску техники на природном газе более внушителен. Как рассказал заместитель генерального директора компании Ирек Гумеров, в 2003 году «КамАЗ» совместно с научными организациями разработал двигатель, работающий на природном газе, что позволило освоить производство целого семейства транспортных средств. И. Гумеров обратил внимание на то, что выбросы у автомобилей производства «КамАЗ» гораздо ниже, чем допускаются нормативами евро-4. При работе двигателя на природном газе практически отсутствует дымность, а шумность на 3–4 децибела ниже, чем у дизельного аналога. Использование метана не только экологично, но и экономически эффективно. Так, газобаллонный самосвал окупается на 2 месяца быстрее дизельного аналога, даже несмотря на более высокую стоимость приобретения. А эксплуатация 1 тысячи газомоторных автомобилей «КамАЗ» позволит в год экономить на топливе 300 млн рублей, подсчитали в компании. Заместитель исполнительного директора «Объединения автопроизводителей России» Алексей Сереженкин посетовал на то, в России разработана уже не одна конструкция двигателей и автотранспортных средств на природном газе, однако промышленный выпуск такой техники практически отсутствует. В 2009 году в связи с кризисом для поддержки автомобильной отрасли было принято решение выделять средства из федерального бюджета для предоставления субсидий на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. Такие же решения, по его мнению, целесообразно принять и для автотехники на компримированном газе. Целесообразно также освободить автомобили на природном газе от транспортных налогов, а российским производителям предоставлять льготы при промышленном освоении производства техники, использующей природный газ. Активно содействовать развитию этого направления должны и субъекты РФ, в частности, за счет снижения ставок аренды на землю, на которой расположены предприятия, эксплуатирующие технику на компримированном газе. Евгений Пронин в своем заключительном слове отметил, что природный газ — это топливо не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Помимо метана реальной альтернативы бензину и дизельному топлива нет ни по экологичности, ни по экономической эффективности. «Трудностей много, и нам предстоит их решать вместе», — заметил он. А в ответ на вопрос о курице и яйце сказал: «Я думаю, что первичен все-таки петух». С анализом рынка метана Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок метана в России». Материалы III Международной конференции «Газ в моторах-2010», состоявшейся в ООО «Газпром ВНИИГАЗ» |