Экспорт нефтепродуктов из Беларуси продолжает катастрофически сокращаться. За полгода он упал на 40,6% — до 4 млн. 611,8 тыс. тонн. Причем — закон подлости: именно сейчас, когда Россия прижала условиями поставок нефти, на внешних рынках растет спрос на наши нефтепродукты. Более того, страны-импортеры специально создают более привлекательные условия!
На днях Кабинет министров Молдовы по инициативе Минсельхоза страны внес поправки в положение о порядке транспортировки импортируемых нефтепродуктов. В соответствии с ними Беларусь получила возможность поставлять бензин в Молдову автомобильным транспортом через таможенный пункт Отачь — Могилев-Подольский.
До сих пор транспортировка нефтепродуктов из Беларуси в Молдову осуществлялась только железнодорожным транспортом, что существенно увеличивало и время, и стоимость перевозок. Теперь время доставки нефтепродуктов сократится с трех недель до двух-трех дней, а стоимость тонны топлива уменьшится на 100-150 долларов. По оценкам Минсельхоза Молдовы, это позволит снизить цену дизтоплива для сельхозпроизводителей как минимум на один лей за литр (один доллар равен 11,95 молдавского лея).
Предполагается, что это решение станет для Беларуси дополнительным стимулом увеличить поставки нефтепродуктов в Молдову. На долю Беларуси приходится 15% закупаемого Молдовой бензина и 28% — дизельного топлива.
Вместе с тем, за шесть месяцев текущего года экспорт белорусских нефтепродуктов в Молдову сократился на 37,5% в объемном выражении (до 52,6 тысячи тонн) и на 2,2% в денежном выражении (до 35,1 млн. долларов).
На экспорте нефтепродуктов не только в Молдову, но и другие страны сказываются невыгодные условия покупки нефти в России. Они уже привели к снижению импорта сырья (за шесть месяцев Беларусь сократила импорт нефти на 38,7%), а в итоге — и к падению объемов производства нефтепродуктов: бензина на 20%, дизтоплива на 26,1%.
Поэтому сложно сказать, найдутся ли у белорусских НПЗ резервы для наращивания экспорта нефтепродуктов в Молдову.
А тем временем спрос на белорусские нефтепродукты растет и в других странах. Скажем, в Латвии белорусские бензин и дизтопливо за счет большего роста продаж потеснили на рынке продукцию Orlen Lietuva — единственного в балтийских странах нефтеперерабатывающего завода (находится в Литве). По данным профильных экспертов, в первом квартале текущего года на рынке Латвии белорусское дизтопливо составило 38,6%, литовское — 24,9%.
В Литве объемы продаж белорусских нефтепродуктов также растут. По словам Лукаса Восилюса, главы Литовской ассоциации предприятий, торгующих нефтепродуктами, около 25% водителей Литвы используют дизельное топливо или бензин из Беларуси. Все просто: оно дешевле.
Но, по словам Восилюса, импорт бензина и дизельного топлива из Беларуси в Литву имеет свои особенности. Горючее приобретается в Беларуси и затем ввозится в Литву либо для личного пользования, либо для нелегальной продажи по объявлениям.
«У нас нет ограничений на ввоз бензина и дизтоплива. Если я не ошибаюсь, в Польшу, скажем, можно ввезти не более 200 литров. Литовские водители, например, грузовых автомобилей могут ввозить в среднем по тысяче литров бензина ежедневно. Чаще всего — для последующей продажи. Но если нелегальные продажи запрещены законом, то ввоз не считается контрабандой. Мы предлагали властям установить рядом с границей бензоколонки, где цены были бы несколько ниже, но чтобы водители приобретали литовское горючее», — отметил собеседник.
Белорусское дизельное топливо в Литве продается по 2,50-2,60 лита (0,72 евро) за литр, официальная цена литовского дизельного топлива — 3,56 лита (1,03 евро). Белорусский бензин в Литве продается в среднем по 3,1-3,2 лита (0,89 евро) за литр, литовский — по 4,11 лита (1,19 евро).
Более высокие цены связаны с высокими ставками акциза на нефтепродукты.
«Например, ставка акциза на бензин у нас на 21% выше минимальной планки, — поясняет специалист. — Для европейских стран минимальная ставка акциза — 1 240 литов (360 евро) за 1 000 литров, у нас она составляет 1 500 литов (434 евро). В следующем году ожидается увеличение ставки акциза на дизельное топливо, что также приведет к его удорожанию. Даже если в Беларуси будут повышаться цены на бензин и дизельное топливо, литовские нефтепродукты из-за величины ставок акциза все равно будут дороже белорусских в среднем примерно на один лит за литр».
По данным профильных экспертов, доля акциза в цене бензинов в Литве составляет 43%, (в Беларуси — 25%). Для литовского правительства рост ставок акцизов — возможность для пополнения бюджета. «Но у водителей свои интересы, — подчеркивает Восилюс. — Есть соседние страны, где цены на бензин и дизельное топливо отличаются и в перспективе, по всей видимости, будут отличаться в меньшую сторону, поэтому можно ездить туда».
Просчитать объемы ввоза бензина и дизтоплива и их нелегальной продажи, а также объем недопоступления средств в литовский бюджет сложно, считает глава ассоциации. Но этот вопрос необходимо как-то решать. "Однако пока правительство проявляет пассивность и не пытается ничего предпринимать", — отмечает Восилюс.
Таким образом, мы видим, что белорусский бензин и дизтопливо востребованы и в Молдове, и Латвии, и Литве. Однако потребности стран-импортеров Беларусь не может обеспечить в полном объеме. Экспорт нефтепродуктов за январь — июнь текущего года в страны СНГ упал на 2%, а в страны вне СНГ — на 46,1%. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России» C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». Андрей КОЖЕМЯКИН |