Вместе с тем производители этого сегмента считают, что в будущем ситуация может серьезно поменяться. Этому способствует рост тарифной составляющей и дефицит парка подвижного состава. В январе – декабре 2010 года объем перевозок химических и минеральных удобрений по железным дорогам России составил 45,5 млн тонн, что выше соответствующего периода 2009-го на 6,3 млн тонн, или на 16,2%. В основном доставка осуществляется в вагонах-минераловозах – 28,8 млн тонн (63,3% от общей погрузки), в полувагонах – 5,7 млн тонн (12,4%), в крытых вагонах – 2,3 млн тонн (5,2%). Рост объемов перевозок идет за счет экспортных контрактов, отмечают специалисты ОАО «РЖД». Так, в 2010 году за границу было вывезено 28,8 млн тонн химических и минеральных удобрений, что выше уровня 2009-го на 19,5%. На внутренний рынок перевезено 16,6 млн тонн, что больше сопоставимого периода в 2009-м на 10,8%. Как видим, перевозки удобрений на экспорт на 73,5% больше, чем отправки на внутренний рынок. Одной из сегодняшних тенденций в секторе экспортных перевозок является перетарка удобрений из хоппер-минераловозов в контейнеры. «Мы видим, что спрос на контейнерный экспорт удобрений растет: контейнерные поставки облегчают дистрибуцию. По некоторым данным, сегодня один только комплекс на терминале «Восход» в Санкт-Петербурге перерабатывает порядка 40–50 тыс. тонн минудобрений в контейнерах», – говорит коммерческий директор ЗАО «Евросиб СПб – Транспортные системы» Игорь Толстихин. По словам операторов, в прошлом году рост в этом сегменте был настолько стремителен, что произошла затарка существующих складов на ряде направлений, а на морских линиях возникла нехватка контейнеров. «В целом, если не брать в расчет сезонный фактор, объем отправок удобрений из Новороссийского порта в контейнерах составляет порядка 15 тыс. тонн в месяц. Естественно, это мизерные объемы по сравнению, допустим, с отправками навалом, потому что на одно судно можно загрузить до 35 тыс. тонн. Но, тем не менее, для контейнерного рынка это очень большой рост», – отмечает генеральный директор ТЭК «Евразтранс» Дмитрий Козубов. Подобная перетарка продукции в портах появилась в результате смены рыночных ориентиров, считают участники рынка. Помимо комплекса «Восход» в Шушарах, начал работу аналогичный терминал на Дальнем Востоке. Причина, говорят в компаниях, заключается в том, что после кризиса для отечественных холдингов открылись новые сегменты, которые долгое время были закрыты для России. В их числе – австралийский рынок и новые регионы южноамериканского. Именно туда продукция сегодня отправляется в контейнерах. Там нужны небольшие партии, доставка происходит практически «от двери до двери». Ранее, в зависимости от сезона, продукция шла в основном либо на североамериканский, либо на южноамериканский рынок, либо в Юго-Восточную Азию. Вместе с тем грузоотправители в сегменте минеральных удобрений указывают, что посткризисный рост отправок усилил отраслевые проблемы, в частности нехватку универсального подвижного состава. «Сегодня в условиях растущего рынка мы испытываем нехватку порядка 200–500 вагонов. Притом что общий парк хопперов составляет чуть больше 3 тыс. единиц, дефицит значительный. Однако цены на вагоны сейчас плохо коррелируются с рыночными условиями: ставки пока не восстановились до докризисного уровня, а цены на вагоны – вполне», – посетовал И. Толстихин. По словам грузоотправителей ставка на предоставление полувагонов частного парка на конец 2010 года выросла до 1,3–1,5 тыс. рублей в сутки. Выдержат ли такую нагрузку компании, неизвестно, тем более если учитывать, что цены на удобрения для внутреннего рынка фиксированные, а транспортная составляющая растет. Впрочем, некоторые компании-грузоотправители настроены более оптимистично. «Отмечу, что рынок испытывает нехватку не столько специализированного подвижного состава, сколько полувагонов. Отчасти это было связано с выводом из эксплуатации около 15% парка и продажей 50 тыс. полувагонов. Как только покупатели восстановят купленный в ходе аукционов подвижной состав и плюс к этому заработают все анонсированные недавно мощности по строительству полувагонов, ситуация перестанет быть настолько острой. Я уверен, что в середине 2011 года наступит профицитный рынок – и все наши переживания останутся в прошлом», – заявляет генеральный директор ООО «ФосАгро-Транс» Иван Верповский. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Мария Шевченко http://rzd-partner.ru/ |