Во-первых, интеграция бизнеса компании Ciba и приобретение компании Cognis способствовали дальнейшей оптимизации портфеля предложений BASF. Во-вторых, в сегменте производства стирольных продуктов достигнут существенный прогресс – благодаря созданию вместе с компанией Ineos нового совместного предприятия под названием Styrolution, которое будет выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. В третьих, BASF продолжил осуществлять инвестиции на развивающихся рынках, примером чего является расширение промышленного комплекса в Наньцзине (КНР), а также разработка планов строительства новых химических предприятий в Малайзии. Увеличение капиталовложений в научные исследования и разработки направлено на обеспечение успешного бизнеса BASF в долгосрочной перспективе.
Рекордные результаты деятельности в 2010 году:
Объёмы продаж – 63,9 млрд. евро (рост на 26%)
Операционная прибыль до учета специальных статей – 8,1 млрд. евро (рост на 68%)
Доходность в расчёте на 1 акцию – 4,96 евро (рост на 223
Энергичное восстановление экономики позитивно отражается на химической отрасли
Приобретение бизнеса Cognis позволило дополнить портфель предложений инновациями и оптимизировать его в интересах заказчиков
Прогнозы на 2011 год: BASF планирует значительно увеличить показатели продаж и доходов
Хорошие показатели по итогам года подтверждают положительную динамику деятельности BASF, что также нашло своё отражение на рынке ценных бумаг. Так, котировки акций BASF за год выросли на 37%, и в декабре 2010 г. достигли своего исторического максимума. С учетом реинвестиции дивидендов увеличение стоимости акций составило почти 43%, что превышает среднерыночные показатели на мировых фондовых биржах.
Выступая на ежегодной пресс-конференции, председатель Совета директоров BASF SE д-р Юрген Хамбрехт заявил следующее: «В 2010 году мы добились рекордных результатов по продажам и прибылям. В частности, на химической отрасли благотворно отразилось энергичное восстановление экономики, темпы которого в 2010 г. превысили наши первоначальные ожидания».
Позитивные импульсы, отмеченные во всех без исключения регионах, позволили добиться двузначного (в процентном выражении) увеличения объёмов продаж. В итоге они составили 63,9 млрд. евро, что на 26% превышает аналогичный показатель 2009 года. Операционная прибыль (EBIT) до учета специальных статей выросла на 68% - до 8,1 млрд. евро. В 2010 году BASF вновь получил прибыль на вложенный капитал, а её величина стала рекордно высокой – 3,5 млрд. евро.
В четвертом квартале 2010 г. экономическая ситуация была весьма благоприятной. Объем продаж составил 16,4 млрд. евро (+25% по сравнению с 4 кв. 2009 г.), что превысило показатели любого из трёх остальных кварталов 2010 года. Однако прибыль до учета специальных статей равнялась 1,8 млрд. евро, что уступает уровню предыдущих кварталов. Это снижение произошло по следующим причинам:
- в связи с увеличением объемов резервирования средств для реализации долгосрочной стимулирующей программы, которое стало результатом значительного подорожания акций BASF в конце года;
- вследствие ассигнования 50 млн. евро на специальные выплаты сотрудникам в разных странах, в качестве поощрения за превосходное антикризисное управление в течение двух последних лет;
- а также по причине единовременных затрат на ускоренную модернизацию и реструктуризацию в различных подразделениях, призванных обеспечить успешный старт в 2011 году.
В целом, сумма дополнительных единовременных затрат в четвертом квартале 2010 года превысила 200 млн. евро.
«Мы очень неплохо стартовали в 2011 году. Сейчас имеет место озабоченность в связи с событиями в Ливии, но мы оптимистично смотрим на перспективы – как для первого квартала, так и для года в целом. Один из позитивных моментов состоит в том, что общая численность персонала BASF в текущем году вырастет примерно на 2.900 человек. Речь идёт не только об Азии: так, в Германии мы планируем принять на работу дополнительно 800 человек, в том числе около 500 – на предприятие в Людвигсхафене», - сказал Юрген Хамбрехт.
Прогноз на 2011 год в целом
Прогноз экспертов BASF на итоги 2011 года в целом базируется на предположении о следующих макроэкономических показателях:
- уверенный глобальный экономический рост (+3,3%);
- значительное увеличение объемов мирового химического производства (+5,2% без учета фармацевтической продукции);
- средний обменный курс евро/доллар – 1,35;
- среднегодовая стоимость сырой нефти – 90 долларов США за баррель.
По словам д-ра Хамбрехта, BASF намеревается значительно увеличить продажи и операционную прибыль по сравнению с рекордными показателями, достигнутыми в 2010 году, а также планирует вновь достичь высокого уровня прибыльности на вложенный капитал. При этом он также выразил надежду, что обстановка в Ливии в ближайшее время стабилизируется.
Сегменты: Сильный рост химического производства
В сегменте химикатов продажи намного превысили уровень 2009 г. благодаря росту цен и объемов. Существовал временный дефицит при поставке некоторых продуктов. Более высокие цены сырья можно было в значительной степени отразить в ценах реализации; это обстоятельство было особенно благоприятным для нефтехимического подразделения. Операционная прибыль в этом сегменте сильно выросла благодаря росту маржи (особенно для основной продукции) и большим объемам.
Сегмент пластмасс также продемонстрировал сильный рост продаж по сравнению с предыдущим годом. Экономический подъем в отраслях ключевых клиентов привел к значительному восстановлению спроса. В частности, автомобильная отрасль восстановилась быстрее, чем ожидалось. Уровень загрузки мощностей на заводах был высоким. В то время как в подразделении полиуретанов цены оставались, в основном, стабильными, в подразделении специальных полимеров (Performance Polymers) они выросли, главным образом, благодаря увеличению сырьевых издержек. При относительной стабильности маржи был отмечен значительный рост операционной прибыли.
Благоприятное влияние на сегмент специальных продуктов (Performance Products) оказали экономическое восстановление, а также быстрая и успешная интеграция компании Ciba и реструктуризация объединенных бизнесов. Спрос и продажи выросли во всех подразделениях - отчасти благодаря возобновлению запасов по всей цепи добавленной стоимости, особенно в первой половине года. В то время как специальные издержки на интеграцию компании Ciba оказали негативное влияние на прибыль сегмента в 2009 г., в 2010 г. меры по сокращению фиксированных затрат и синергия привели к значительному увеличению операционной прибыли.
В сегменте функциональных решений продажи значительно превысили уровень 2009 г. благодаря росту объемов и цен. В отделениях катализаторов и покрытий увеличение объемов и сумм продаж, в основном, объяснялось улучшением спроса в автомобильной индустрии. Однако в подразделении строительных химикатов рост был не таким заметным. Благодаря жесткому контролю над издержками и мерам по увеличению эффективности все три подразделения внесли значительный вклад в значимый рост операционной прибыли в сегменте.
Сегмент решений для сельского хозяйства превысил очень неплохой уровень продаж предыдущего года. Объемы продаж инсектицидов, гербицидов и фунгицидов были выше, чем в предыдущем году. Более низкие цены были скомпенсированы увеличением объемов бизнеса и положительным эффектом от соотношений валютных курсов. Операционная прибыль оставалась почти стабильной, несмотря на увеличение расходов на реализацию и НИОКР.
В нефтегазовом сегменте продажи упали по сравнению с предыдущим годом. Причины этого в каждом бизнес-секторе были различными. В секторе разведки и добычи объемы упали, в основном, из-за ограничений на добычу в Ливии, установленных ОПЕК. Однако это было почти полностью скомпенсировано более высокими ценами на нефть и укреплением доллара США. В секторе торговли природным газом объемы продаж увеличились, но суммы уменьшились из-за снижения цен на газ. Несмотря на падение продаж, операционная прибыль в сегменте немного увеличилась.
Продажи в сегменте прочей продукции значительно увеличились, в основном, благодаря росту цен и объема продаж в стирольном бизнесе. Однако операционная прибыль в сегменте прочей продукции упала, что объясняется, главным образом, увеличением расходов на долгосрочную программу мотивации. Это было частично скомпенсировано улучшением показателей, деноминированных в иностранной валюте, и большим вкладом стирольного бизнеса в прибыль.