— Каковы сферы применения кирпича в современном строительстве, существует ли «строительная» мода на кирпич? — В настоящее время кирпич активно используется как в малоэтажном, так и в высотном строительстве. И, конечно, можно говорить о «строительной» моде. При строительстве высотных домов архитекторы применяют облицовку самых разных цветов, только у красного кирпича их — несколько оттенков. В зависимости от назначения, кирпичная продукция бывает разных форм и расцветок. И все же, из всех возможных оттенков в России традиционно наиболее распространен красный кирпич из красножгущейся глины. Коричневый и терракотовый кирпич российского производства, как правило, изготавливается путем добавления в глину красящих пигментов природного происхождения. Необходимо учитывать, что цвет по-разному выглядит на шероховатой, гладкой и колотой поверхностях. В России, вслед за Западом, наконец-то начинают отходить от унылых одноцветных построек к более современным, жизнерадостным. При этом заказчику всегда удобнее купить строительный материал сразу у одного производителя, что создает для последнего дополнительные стимулы: расширять палитру цветов, фактур, применять обсыпку песком, экспериментировать с технологиями и т.д. — Что можно сказать о кирпиче с актуальных сегодня позиций «зеленых» технологий? — Кирпичная продукция — абсолютно чистый, экологичный материал. В состав сырья входят элементы исключительно природного происхождения. Само производство также не наносит вреда окружающей среде. Кирпичная продукция чрезвычайно долговечна. К примеру, срок службы стен из поризованной керамики — около 150 лет, Пазогребенная форма поризованных кирпичных блоков уменьшает количество «мостиков» холода в кладке стены, понижает теплопроводность ее наружной конструкции. Фасад дома, облицованного кирпичом, устойчив к влиянию атмосферных воздействий, таких как дождь, снег, морозы и солнечное излучение. Внешний вид таких стен надолго остается красивым и привлекательным. И лицевой кирпич, и поризованная керамика относятся к классу НГ — это абсолютно не горючие материалы. — Какие факторы сегодня формируют спрос на кирпичную продукцию? — Во-первых, спрос на кирпич подвержен сезонности. В зимние месяцы наблюдается спад, а с началом весны и вплоть до августа-месяца, в строительный сезон, потребность в кирпиче у строителей резко возрастает. Во-вторых, спрос стимулирует увеличение темпов строительства в целом, активное обновление жилого фонда на территории России. По нашим наблюдениям, российский рынок кирпича и кирпичных блоков пока еще далек от насыщения. Сколько произведено и ввезено кирпича — столько и реализовано. Несмотря на средний уровень качества отечественного кирпича, потребление равно 99% произведенной продукции. Это открывает перспективы для производителей высококачественной продукции, только начинающих завоевывать рынок РФ. — Насколько, по Вашим ощущениям, сильна конкуренция с производителями кирпича из других регионов страны и заграничными производственниками, в частности, из стран Западной Европы (Германия, Польша), а также с производителями других видов стеновой и отделочной продукции (газобетон, бетонокамень)? — Конкуренция с регионами носит преимущественно ценовой характер. Очевидно, что потребитель выберет того поставщика, который предложит оптимальное сочетание цены и качества, а также сопутствующие услуги — доставку, консультирование относительно технологий и применения продукции. Кирпич европейских производителей характеризуется довольно высокой ценой, поэтому потребление европейского кирпича в России наиболее востребовано в частном элитном строительстве, а оно составляет менее 1% от общего объема кирпичной продукции. Что же касается продуктов-заменителей, то они не являются полноценной заменой лицевых материалов, и все же для «рядового» кирпича и пористых блоков являются довольно серьезными «соперниками». Главным «оружием» борьбы в данной ситуации для нас является не цена, а основные преимущества керамики: экологичность, высокие эксплуатационные показатели и традиции применения. — Какое будущее у кирпича в нашей стране? — Кирпич издревле является самым универсальным строительным материалом, многими веками его производство в России и за рубежом совершенствовалось, а область применения расширялась. Традиционно в нашей стране наружные стены возводились из кирпичной кладки либо из дерева. В большинстве своем они совмещали функции несущей и ограждающей конструкции. В последнее время наружные стены возводятся из более легких материалов с высоким сопротивлением теплопередаче. Одним из вариантов для улучшения теплотехнических характеристик и снижения веса наружных стен является применение в них кладки из керамических поризованных камней и кирпича. Несмотря на послекризисный спад деловой активности строительного сектора в последние годы, общее развитие российского рынка производств и сбыта керамических строительных материалов переживает настоящую революцию, обусловленную следующими факторами: ∙ гигантские инвестиции в строительство и модернизацию производств; ∙ значительное улучшение качества продукции; ∙ повышение уровня и качества продаж; ∙ формирование сферы дополнительных услуг (техническое сопровождение объектов). Общие тенденции таковы: сегодня на российском рынке наблюдается заметное смещение приоритета цены на продукцию в область качества производимого и реализуемого кирпича. Кроме того, на рынке есть еще абсолютно свободные ниши, что позволяет производителям развиваться и укреплять свои позиции. C анализом рынка кирпича можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок кирпича в России» Подготовлено Юлией Беспятых, Натальей Смирновой Газеты «Строительный эксперт» |