Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие компоненты. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ) и топливный этанол. Европейский рынок бензинов на протяжении последних лет довольно сильно изменился. Это связанно в первую очередь со структурой автомобильного транспорта, то есть «дизелизации Европы», по сколько больше 60% авто в Европе – это дизель, а также его лучшими экологическими и экономическими показателями Так, в 2009 году, потребление бензина в ЕС по сравнению с 2003 годом уменьшилось на - 23.1 млн. тонн, что составляет 19.3% (см. таблицу 1). Кроме того в Европе происходит существенное увеличивается потребление дизельного топлива, которое в 2003 году составляло 163.0 млн. тонн, а в 2009 году – 200.8 млн. тонн (прирост +18.8%). Так, согласно годовому отчету «Jahresbericht. Mineralöl-Zahlen2009» (Германия) - потребление дизеля в странах ЕС составляло: в 2007г. – 200.0 млн. тонн, 2008 г.- 203.2 млн. тонн, 2009 г. – 200.8 млн. тонн. Потребление бензина странами мира (млн. тонн в год) Таблица 1 № | Страны | 2003 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | % 2009 г. к 2003 г. | 1 | ЕС, в том числе | 119.1 | 102.7 | 98.8 | 96.0 | -19.3% | 2 | - Германия | 25.9 | 21.3 | 20.6 | 20.2 | -22.0% | 3 | -Великобритания | 20.0 | 17.6 | 16.2 | 16.1 | -19.5% | 4 | -Италия | 15.8 | 12.3 | 12.3 | 10.7 | -32.2% | 5 | -Франция | 12.1 | 9.3 | 8.9 | 8.7 | -28.1% | 6 | США | 385.7 | 400.3 | 387.1 | 385.9 | -0.05% | 7 | Китай | 42.2 | 57.0 | 60.0 | 61.8 | +46.4% | Источник: «Jahresbericht 2009. Mineralöl-Zahlen 2009» Европейский рынок бензинов на протяжении последних лет составляет 96 – 115 млн. тонн, для производства которых НПЗ Европы использует ежегодно более 6.0 млн. тонн кислородсодержащих эфиров (см. табл 5), а в 2010 году нефтяники использовали еще и - 4.0 млн. тонн топливного этанола. Рынок добавок к бензинам и этанола в Европе в 2010 году по оценкам аналитиков около – 9 млрд. дол. США. Согласно информации Food and Agricultural Policy Research Institute (FAPRI) в 2010 году производство этанола в ЕС составило – 1.17 млрд. галлонов, а потребление - 1.337 млрд. галлонов. Мировое производство топливного этанола по данным F.O. Licht в 2010 году - 85.7 млрд. литров (22.6 млрд. галлонов), то есть увеличилось по сравнению с 2006 годом на - 46.6 млрд. литров (12.3 млрд. галлонов). Справка: 1 галлон= 3.785 л., 1 тонна этанола = 1260 л. В Европе проблема биотоплива вообще и топливного этанола в частности, лежит в русле главной стратегии европейцев – сохранение экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. Европа по производству этанола значительно уступает США и Бразилии, на которых приходиться 90% - мирового производства (2010 г.). Следует заметить, что, несмотря на прогресс в области производства этанола, его доля еще крайне мала и составляла в 2009 году около - 6% от мирового потребления бензина. Сегодня в мире топливный этанол является - энергетической составляющей и замещает более 1 млн. баррелей в день, этанол стал пусть пока слабой, но единственной альтернативой сырой нефти и с этим нужно считаться. Потребления бензина, этанола в странах ЕС в 2009 году (млн. тонн) Таблица 2 № | Страны | Потребление бензина (всего) | Потребление этанола | Использован. бензин бензин - этанол | 1 | ЕС | 96.0 | 3.4 | 92.6 | 2 | В т.ч. Германия | 20.2 | 0.9 | 19.3 | При высоких ценах на нефть, этанол становиться более экономически выгодным, по сколько цена литра обезвоженного этанола в мире ниже цены литра бензина см. табл. 3. Стоимость литра биоэтанола и бензина в мире ( 15 июля 2011): Таблица 3 Этанол (Т2) Роттердам | Этанол Бразилия | Этанол США | Этанол Украина | Бензин Regular США | Бензин А-95 (Украина) | Бензин Super 95 10ppm (Германия) | $0,904 | $0.829 | $0,786 | $0,9 | $0.98 | $1,28 | $ 2,28 | Производством этанола в ЕС-27 занимается 18 стран-членов содружества, 10 стран увеличили его производство. Крупным производителем этанола в 2009 году были: Франция, которая по сравнению с 2008 г. увеличила свои мощности на 25%, Германия (+32%: от 568 до 750 млн.л.) и Испания (+46% от 346 до 465 млн.л.). В 2009 году две страны более чем удвоили выпуск – это Австрия (+102% от 89 до 180 млн.л.) и Швеция (+124% от 78 до 175 млн.л.). Потребление топливного этанола в ЕС в 2009 году оценивается в 4.3 млрд.л.(3.4 млн. тонн) (2008 – 3.5 млрд.л.), что отражает +23% рост. Крупнейшим потребителем этанола является Германия - 1.14 млрд. литров (0.9 млн. тонн), Франция - 0,8 млрд. литров(0.63 млн. тонн) и Швеция - 0,38 млрд. литров (0.3 млн. тонн). Превышение объёмов потребления над производством покрываются за счёт импорта, преимущественно из Бразилии. Статистика торговли ЕС не различает импорта этанола на пищевой и топливный, поэтому указать точное количество этанола, использованного для топливных целей, невозможно. Крупными производителями топливного этанола в Европе являются: Tereos (Франция), Abengoa Bioenergy (Испания),Verbio (Германия) и др.
В Европе действует стандарт на бензин EN 228, который по своей сути и отражает спецификацию этанольных смесей Е5. В данное время ЕN 228 проходит ревизию в части повышения содержания этанола в смесях от Е5 до Е10. Справка: Бензин Евро 5: бензол - 1%, сера (ppm) - 0.001, ароматики - 35%, олефины - 14%, кислород - 3.7%. Стандарт Е85 с 2007 года официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года в Германии и в ближайшем будущем ожидается его принятие на всей территории стран ЕС. Кроме общеевропейских стандартов в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольные топлива, которые не могут иметь условия хуже общих стандартов. Поскольку этанол используется как добавка к бензинам (Е5, Е10, Е85) или как компонент для производства ЕТВЕ – высокооктановой добавки к бензинам для более полного понимания технологии производства бензинов ниже описаны примеры компаундирования бензинов в Германии и Италии. В данное время авторы статьи работают над крупным проектом: «Компаундирование бензинов в странах Европе». |