В нашей стране растет потребление сжиженного газа. Согласно данным Госкомстата, в июне было реализовано на 51% больше этого топлива, чем в январе. Оценки месячной емкости рынка его участников превышают данные Госкомстата примерно вдвое. К примеру, в «ТНК-ВР Коммерс» оценивают месячное потребление сжиженного газа с 55 до 65 тыс. т. Впрочем, Госкомстат начал подсчитывать розничные продажи сжиженного газа только с начала этого года. Как считают эксперты, данные Госкомстата говорят только о тенизации рынка. По их мнению, розничная торговля сжиженным газом отстает по развитию от торговли бензином и дизтопливом примерно на 10 лет. Все еще нередки случаи, когда газом торгуют с автоцистерн у дороги, а розничные точки не отчитываются об объемах. Тем не менее тенденции роста есть, но они не настолько велики, как следует из цифр Госкомстата. По данным «Консалтинговой группы А-95», в 2010 г. потребление сжиженного газа в Украине увеличилось на 12%, а прогнозный показатель нынешнего года может достичь 32% . «В этом году рынок сжиженного газа в Украине может достичь отметки 1 млн. т в год,— говорит Сергей Куюн, директор «А-95».— Это выведет нашу страну на третье место в списке стран — лидеров по потреблению сжиженного газа, сразу после Польши и Турции (2,97 млн. т и 2,5 млн. т в 2010 г. соответственно.— «і»)». Рынок сжиженного газа будет расти и дальше. «Тенденция связана с постоянным ростом цен на традиционные марки топлива, который наблюдается из года в год,— говорит Елена Хилиенко, директор компании «Параллель».— В связи с этим население переключается на более экономичные продукты». В частности, в этом году стимулирующим фактором роста может стать возвращение с сентября ставок акциза на бензин и дизтопливо на прежний уровень. «Сейчас сжиженный газ примерно на 40% дешевле бензина А-95. В случае повышения акцизов эта разница станет еще больше, а значит, газ — еще более привлекательным»,— прогнозирует Олег Дорожовец. К тому же восприятие автомобилистами сжиженного газа постепенно меняется. Хотя большинство «газифицированных» авто все-таки относятся к коммерческому транспорту, но все больше появляется частных автомобилей с ГБО и с большим объемом двигателя. «Газобаллонным оборудованием активно оснащаются и автомобили частных лиц, причем можно встретить как недорогие марки, так и машины премиум-класса»,— говорит Елена Хилиенко. Поэтому у рынка есть явный потенциал, и рынок отчасти будет наследовать европейские тенденции, где доля сжиженного газа в общем объеме реализации на АЗС пока значительно больше, чем в Украине. С анализом российского рынка автомобильных баллонов высокого давления Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных баллонов высокого давления в России». www.eizvestia.com |