По условиям своего соглашения о создании совместного предприятия с «Ростехнологиями» и холдингом «Сибур – Русские шины» Pirelli получит в свое распоряжение производственные ресурсы, которых достаточно для того, чтобы к 2014 году обеспечить себе дополнительные объемы продаж на уровне 715 миллионов долларов. Впрочем, итальянская Pirelli, которая уже в ноябре получит бывший завод «Амтела» в Кирове, не единственный иностранный шинный производитель, собирающийся заработать на растущем российском рынке. В ближайшие два-три года в России будут поострены новые заводы Continental и Nokian, а завод Yokohama в Липецке должен открыться уже в ближайшие месяцы. Такое «нашествие» иностранных игроков совпало с переменами в самой российской шинной индустрии, в которой со времен распада Советского Союза было три основных лидера – «Сибур», «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» и «Нижнекамскшина» - которые все, скорее всего, уйдут с рынка, оставив свои активы в руках иностранных компаний. Pirelli, которая пусть и позже других присоединилась к проникновению на российский рынок, вынашивает, наверное, самые амбициозные планы по его покорению – создание совместного предприятия с «Ростехнологиями», контролируемыми правительством, потенциально может передать в руки итальянцам ресурсы, достаточные для производства порядка 11 миллионов шин ежегодно. Завод в Кирове, работающий уже 68 лет, в прошлом, как заявляет Pirelli, был способен выпускать до 7 миллионов легковых и легкогрузовых шин в год, и таким образом, на продукции завода Pirelli к 2012 году планирует получить 430 миллионов долларов за год. В 2012-2014 годах Pirelli также планирует инвестировать до 285 миллионов долларов в свои производственные ресурсы в России, чтобы модернизировать заводы и увеличить их мощности. Ценность активов, которые будут подконтрольны Pirelli, составляет порядка 317,5 миллиона долларов, заявляет компания, а сумма платежей будет по пропорциональной системе разделена между партнерами. По прогнозам Pirelli, прибыльность нового СП будет измеряться двухзначным числом с 2013 года. Pirelli также заявила, что условия соглашения с российскими партнерами позволяют компании в течение трех лет увеличить свою долю с 50% до 75%. Ожидается, что на долю шин под брендом Pirelli будет приходится половина выпускаемой СП продукции, причем уклон будет сделан в сторону зимних шин, реализуемых на вторичном рынке России – в особенности шипуемых покрышек, которые популярны в России и Восточной Европе. По прогнозам Pirelli, доля нового СП в этом сегменте составит порядка 20%. В соглашении также оговорена возможность приобретения (или поглощения) «Нижнекамскшины», которая сейчас контролируется нефтехимическим конгломератом «Татнефть» и занимает 30 место в рейтинге мировых шинных производителей этого года (по версии Tire Business). Стоит также отметить, что «Сибур» принял стратегическое решение уйти из шинного бизнеса, несмотря на попытки топ-менеджеров дочерней компании «Сибур – Русские шины» получить контроль над активами бывшего холдинга «Амтел» до того, как он был объявлен банкротом. Continental будет покорять российский рынок с помощью завода стоимостью 320 миллионов долларов в Калуге, который должен быть открыт к четвертому кварталу 2013 года. Калуга – крайне удачное место для шинного производства, так как в этом городе на берегу Оки с населением 325 000 человек уже находятся сборочные заводы таких крупных мировых автопроизводителей, как Volkswagen, Volvo и Peugeot/Citroen. Николай Зетцер (Nikolai Setzer), член исполнительного совета Continental и глава отделения легковых/легкогрузовых шин, также отметил, что «особыми преимуществами» Калуги являются развитая инфраструктура, удачное географическое положение и тот факт, что в городе уже есть завод компании, производящий автомобильную электронику. Continental открыла торговое представительство в Москве в 2005 году, и сейчас компания является одним из крупнейших иностранных шинных поставщиков на российском рынке. Первый камень в фундамент нового завода будет заложен до конца этого года, а первые производственные линии заработают к концу 2013 года. Завод будет сконструирован таким образом, чтобы была возможность удвоить производственные мощности, «когда придет время», заявил г-н Зетцер. Российское правительство пообещало оказать поддержку во время строительства нового завода, но Continental не уточнила, какого рода будет эта поддержка. Наладив производство внутри страны, Continental сможет увеличить свою прибыльность в России за счет устранения необходимости платить пошлины на импорт, а также снижения расходов на транспортировку, также отметил г-н Зетцер. Завод будет выпускать в первую очередь летние и зимние шины под брендами Continental, Gislaved, Barum и Matador. «Новые сотрудники пройдут программу обучения на других заводах компании - практика, доказавшая свою состоятельность во время подготовки персонала завода в Хэфэе (Китай), который был открыт весной прошлого года», - заявил г-н Зетцер. Решению строить новый завод в Калуге предшествовал целый год поисков подходящего места для нового производства в России, где Continental хотела открыть завод еще 10 лет назад. «В прошлом у нас было много различных проектов в России, и мы многому научились, - говорит г-н Зетцер. – Но на этот раз мы решили взяться за дело действительно серьезно. Поэтому мы и будем строить на 100% новый завод». В 2002 году Continental создала совместное предприятие с «Московским шинным заводом», но вышла из СП двумя годами позже, указав в качестве причины многочисленные проблемы. Nokian Tyres планирует удвоить свои производственные мощности в России в ближайшие три-четыре года, построив во Всеволожске еще один завод, который будет выпускать 5-6 миллионов шин в год. Nokian не уточняет, сколько именно средств будет вложено в строительство, но, как заявил президент компании Ким Гран (Kim Gran), объемы инвестиций в ближайшие три года составят 170 миллионов долларов в год. Nokian также продолжает наращивать мощности уже существующего завода во Всеволожске. В прошлом году были запущены две новые производственные линии, а еще две линии должны быть сданы в эксплуатацию в этом году. В прошлом году продажи Nokian в России и странах Восточной Европы выросли на 78% до 312 миллионов долларов и составили 21% от глобальной выручки. Японская компания Yokohama также решила строить в России новый завод, на который будет потрачено порядка 165 миллионов долларов, а вероятно, и больше. Завод в Липецке площадью 43 000 квадратных метров будет первоначально выпускать 1,4 миллиона шин в год, а управлять новым производством будет ООО «Йокохама Рус» - совместное предприятие Yokohama (80%) и японской торговой компании Itochu (20%). «Открытие нового шинного завода должно обеспечить поставки высококачественных шин в любой уголок России за предельно короткое время, - заявил один из руководителей Yokohama Синичи Судзуки (Shinichi Suzuki) на церемонии закладывания фундамента завода в марте 2010 года. – Мы собираемся создать в России производство, работающее по последним технологиям и отличающееся экологичностью и низкими энергозатратами». Yokohama продает шины в России с 2005 года, когда была основана торговая компания «Йокохама Рус», также совместно с Itochu. Российский завод Michelin в Давыдово выпускает порядка 6 000 легковых шин в день. В этом году французская компания дополнительно выделила 13 миллионов долларов на строительство цеха по восстановлению шин, создав 50 новых рабочих мест. Новый цех способен восстанавливать до 50 000 шин в год, а цель этого проекта воспользоваться экстраординарным потенциалом российского рынка – сейчас в России восстанавливается всего 10% шин, и прогнозы действительно крайне благоприятные. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России». colesa.ru |