– Александр Васильевич, каковы сейчас объем и динамика рынка перевозок химических грузов в танк-контейнерах? С чем, на Ваш взгляд, это связано? Сохранятся ли эти тенденции в среднесрочной и более отдаленной перспективе?
– На сегодняшний день для сегмента перевозок химических грузов характерна тенденция роста. По мнению экспертов отрасли, по итогам года объемы транспортировки могут увеличиться до 40% в сравнении с показателями 2010-го.
Ввиду старения парка химических вагонов-цистерн и минимальных объемов производства нового подвижного состава мы видим будущее перевозок нефтехимических грузов за контейнеризацией. Учитывая отсутствие необходимости промежуточной перевалки грузов при мультимодальных перевозках, танк-контейнеры наиболее экономичны и удобны в использовании. В связи с этим как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе мы прогнозируем рост перевозок химических грузов в танк-контейнерах.
– В чем основные особенности перевозки данной категории грузов в танк-контейнерах?
– В первую очередь это общие риски, связанные с доставкой опасных грузов независимо от способа транспортировки.
Кроме того, при перевозке химических грузов предъявляются жесткие требования к чистоте внутренней поверхности котла танк-контейнера. Даже незначительный налет на металле от ранее перевозимого груза нередко приводит к изменению сортности вновь налитого продукта, поэтому каждый раз при смене продукта приходится осуществлять промывку танк-контейнера. Но места промывки не всегда находятся в пути следования от одного предприятия на другое, что вызывает дополнительные временные и финансовые затраты.
– Как Вы оцениваете обеспеченность данного вида перевозок танк-контейнерами?
– В основном для транспортировки химии на сети используются вагоны-цистерны, поэтому об обеспеченности этих грузов танк-контейнерами говорить не приходится – в данном сегменте рынка очень ограниченное число игроков.
– В чем Вам видятся основные проблемы для осуществления таких перевозок и развития данного рыночного сегмента в целом?
– Главной проблемой является отсутствие инфраструктуры для использования танк-контейнеров в местах слива-налива продуктов. Все, что сейчас есть, сориентировано на работу с вагонами-цистернами. Вместе с тем на сети существует ограниченное количество станций, имеющих разрешение работать с танк-контейнерами. Это еще раз подтверждает тот факт, что перевозка химических грузов в танк-контейнерах только осваивается в России. Еще одной немаловажной проблемой в последнее время стали участившиеся случаи разукомплектования танк-контейнеров. В связи с тем, что в России используются в большей степени ТК импортного производства, приходится заказывать запчасти в странах-производителях, что занимает достаточно длительный срок.
– Ощущается ли конкуренция на рынке между железнодорожными операторами, с другими видами транспорта?
– Безусловно, как и в любом виде перевозок, конкуренция существует – это перевозки в вагонах-цистернах, автоцистернах и даже доставка танк-контейнеров автомобильным транспортом.
– Каковы основные направления и объемы перевозки химических грузов? Какие позиции и направления будут развиваться в наибольшей степени?
– Географию перевозок и наименование продуктов перечислить достаточно сложно ввиду большого числа химических предприятий и, соответственно, химических продуктов. Для данного сегмента рынка характерно динамичное развитие, поэтому количество предприятий постоянно растет.
Мы не отдаем предпочтения каким-либо продуктам, транспортировка которых уже имеет отлаженную схему. Напротив, всегда с удовольствием беремся за перевозку чего-то нового. В большей степени это и не дает нам возможности остановиться в развитии.
С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».
Беседовал Дмитрий Ханцевич http://www.rzd-partner.ru |