новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Исследование рынка резиновых спортивных товаров в России
Исследование рынка медболов в России
Рынок порошковых красок в России
Рынок минеральной ваты в России
Рынок СБС-каучуков в России
Рынок подгузников и пеленок для животных в России
Рынок впитывающих пеленок в России
Анализ рынка преформ 19-литров в России
Исследование рынка маннита в России
Анализ рынка хлорида кальция в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Альтернативные топлива, энергетика

ПОЧЕМУ ТОРФ НЕ СТАЛ ТОПЛИВОМ?


Переход к малой энергетике в области начался после страшных летних пожаров 2010 года. Тверская область буквально стоит на торфе (здесь только разведанных запасов - два миллиарда тонн и более двух тысяч месторождений), и время от времени торфяные пожары выжигают территории, сопоставимые с площадью небольшого района.


Промышленная разработка месторождений, по мнению областных властей, позволит хотя бы частично решить эту проблему. Используя современные технологии, из торфа можно производить до 70 видов различной продукции, в том числе топливо: торфобрикеты, пеллеты, фрезерную крошку и кусковой торф. В Весьегонском и Кимрском районах и в райцентре Максатиха уже налажено производство брикетов и пеллет, которыми топят в некоторых поселениях. На подходе - еще несколько заводов этого профиля. Кроме того, в регионе много лесов и развита большая и малая деревообработка. Отходы ее производства также превращаются в топливо.

Собственно, в этом нет ничего нового, поскольку до середины 80-х годов прошлого века Тверская область была флагманом торфяной промышленности России. Торф активно использовали в народном хозяйстве, в том числе как топливо для котельных, которое производили здесь же. Но события, последовавшие после распада СССР, отодвинули планы развития биоэнергетики на неопределенный срок, отрасль пришла в упадок. Большинство городов Верхневолжья последнее 20-летие топили газом, сельские районы - в основном мазутом или углем. Теперь же, когда цены на эти энергоносители поползли вверх (и, по прогнозам авторитетных экономистов, будут расти и дальше), настало время для ренессанса торфяной энергетики. Что касается дров, щепы и опилок как энергоносителей, то они с незапамятных времен и до настоящего времени используются как альтернативное (резервное) топливо не только в частном жилом секторе, но и предприятиями - поставщиками тепловой энергии для целых городов и районов.

- Уже сегодня торф составляет реальную конкуренцию углю и мазуту, если оценивать его по экономическим показателям и экологичности, а в сравнении с другими видами топлива он имеет ряд неоспоримых преимуществ, - пояснил "РГ" доцент кафедры "Геотехнология и торфяное производство" Тверского государственного технического университета Александр Тимофеев. - Теплота сгорания торфа выше, чем у дров. По сравнению с углем при его сжигании значительно меньше выбросы вредных веществ в атмосферу, так как в нем практически отсутствует сера. Себестоимость тонны добытого фрезерного торфа - около 200 рублей, кускового - 500. И сырье не требует обработки, им можно топить сразу. Кроме того, торф - условно возобновляемый ресурс: по приблизительным оценкам, ежегодно его запасы в России увеличиваются на 250 миллионов тонн.

Однако быстрого развития этой индустрии, "большого скачка" не получилось. И одной из причин стали сложившиеся экономические связи в муниципалитетах. Рвать деловые связи с угольщиками в пользу поставщиков биотоплива главы часто не решаются. К тому же фрезерным и кусковым торфом выгодно топить, если расстояние от месторождения до котельной не превышает сотни километров. Транспортировка на большие расстояния возможна только при дополнительной переработке - в виде брикетов и пеллет.

Котел не варит

Другая причина осторожного подхода кроется в необходимости модернизировать топочное оборудование. Не все котлы и котельные, работающие на газе и угле, способны освоить торф и дрова. А таких универсальных топок, как Тверская городская ТЭЦ-З, в которой можно использовать сразу четыре вида топлива, в регионе вообще единицы.

- Большинство котельных района рассчитаны на газ, - комментирует ситуацию глава Ржевского района Валерий Румянцев. - Что касается остальных, то передо мной не первый раз стоит дилемма, что лучше: выделить поселению миллион рублей на модернизацию оборудования, перейти с угля на биотопливо и тем самым снизить стоимость услуг отопления для населения или предоставить ему 400 тысяч рублей дотаций и оставить все как есть. Бюджет сельского района, как вы понимаете, ограничен. Но в текущем году мы решились-таки на эксперимент: котельные Есинской сельской школы и поселка Осуга переведены на дровяное топливо. На данный момент могу сказать, что топить дровами - явный плюс. Более серьезные выводы сделаем по итогам отопительного сезона. На мой взгляд, в идеале, если речь идет об альтернативном, запасном топливе, район должен перейти с дров на пеллеты из щепы. И первые шаги уже намечены: предприятие, поставляющее в район тепло, приобретет машину для изготовления этих пеллет. Главным же топливом все-таки должен быть газ.

Олег Мисников, доктор технических наук, руководитель отдела научных исследований и опытно-промышленных испытаний Восточно-Европейского института торфяного дела, подтвердил, что проблема модернизации котельных действительно актуальна. Если кусковой торф и торфобрикеты можно сжигать в обычных котельных, то торфяные пеллеты требуют серьезного переоснащения котельных. А все заводы по их производству, открытые в Тверской области в последние два года, производят именно пеллеты, и лишь один завод - брикеты, но в ограниченном количестве.

- Сейчас и бизнес, и представители муниципальной власти интересуются биотопливом на уровне изучения обстановки, - говорит ученый. - Торф - перспективный источник тепла, но должно пройти какое-то время прежде, чем они в этом убедятся. На мой взгляд, им и не стоит сразу отказываться от угля. Лучше использовать технологию замещения, постепенно вытесняя уголь торфом.

Третья причина неохотного перехода на биотопливо заключается в слабом освоении месторождений. По большому счету серьезные торфоразработки ведут в настоящее время только в двух районах, наиболее близких к Москве и столичному капиталу - Кимрском и Конаковском, а также вблизи Твери и Калининском районе. Инвестиционный бизнес пока не готов арендовать большие участки торфяников. Как утверждают предприниматели, хотя современные технологии позволяют сжигать торф на 90 процентов, сводя при этом к минимуму ущерб природе, первоначальные затраты все еще значительны. Поэтому на инвестирование в отрасль решаются только крупные финансово-промышленные группы, как это и получилось в Кимрах и Конаково.

Все сходятся во мнении, что на данном этапе целесообразно использовать форму частно-государственного партнерства. Также необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство, в частности в закон о недрах, и предоставить развивающейся отрасли нечто вроде "режима наибольшего благоприятствования". Кроме того, власти Тверской области нацелены на то, чтобы вменить в обязанность арендаторам месторождений тушение торфяных пожаров. Арендаторы не возражают, но отмечают, что это в итоге повлияет на стоимость добытого сырья.

Себе дороже

И, наконец, четвертая причина медленного развития биоэнергетики в Тверской области касается негазовых районов, отдаленных от мест торфоразработок. Тонна добытого и переработанного торфа после всех транспортных расходов вырастает в цене в несколько раз. Глава дотационного малонаселенного Оленинского района Олег Дубов одной из причин отказа от торфяного топлива назвал именно дороговизну транспортировки и доставки:

- Мы просчитывали: тонна угля с доставкой обойдется районному бюджету дешевле тонны торфа без доставки. Впрочем, это не единственная причина.

 С коллегой согласна и Марина Тихомирова, глава северного Сандовского района, одного из самых холодных по климатическим условиям:

- Сегодня с учетом того, что торф сгорает быстрее и его требуется больше, чем угля, тонна торфа без доставки - примерно вдвое дороже угля. Везти биотопливо из южных районов пока накладно для нас. Но, если наши соседи все-таки займутся разработкой своих месторождений, мы рассмотрим все варианты.

Так что примеры успешного и выгодного перехода на биотопливо есть в настоящее время только в местах, расположенных вблизи торфоразработок. Одно из таких - сельское поселение Юрьево-Девичье Конаковского района, чья муниципальная котельная с февраля полностью переведена на торфобрикеты. Показательны данные по марту (в сравнении с мартом 2010-го), предоставленные этим поселением. Экономия на закупках топлива составила 90 тысяч рублей, а за счет снижения на 31 процент расхода электроэнергии на дымососах - 50 тысяч. При этом образование шлака сократилось втрое, улучшилась экологическая обстановка вблизи котельной. Но это - пока единичный случай.

Денис Кузнецов, Тверская область

"Российская газета" - Экономика Центрального округа

 

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
Статьи по теме

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

МОЩНЕЙШАЯ СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ В РОССИИ
ТЭС НА ДРЕВЕСНЫХ ОТХОДАХ
УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ВЫБРОСОВ
СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: главные достижения 2012-го
ОРГАНИЧЕСКИЕ СВЕТОДИОДЫ РЕЗКО ПОДЕШЕВЕЮТ
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ «БИОКОКСА»
ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА В ПОМЕРАНИИ
ВОДОРОСЛИ В ТОПЛИВО за 1 МИНУТУ
НА ПУТИ К УГЛЕРОДНЫМ СОЛНЕЧНЫМ ПАНЕЛЯМ
ПЕЛЛЕТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
БИОГАЗОВЫЕ ПРОЕКТЫ в РОССИИ
БИОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА В КУЗБАССЕ
ВЕТРО-СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ в ПРИБАЙКАЛЬЕ
ЖИДКОЕ ТОПЛИВО ИЗ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ
НОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ЗАРЯЖАЮТСЯ ОТ ТРАМВАЙНОЙ СЕТИ
ЕС ОТКАЗЫВАЕТСЯ от БИОТОПЛИВА
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА в ГЕРМАНИИ
ТЕХНОЛОГИЯ "ТОПЛИВНЫХ ЯЧЕЕК"
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ в АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
АВТОМОБИЛЬ НА ЖИДКОМ ВОЗДУХЕ
ПОПЛАВКОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
«ЛУЧИСТОЕ ТЕПЛО»
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ВОЛНОВЫЕ ЭЛЕКСТРОСТАНЦИИ
ПРОГРАММА 3M по СОЗДАНИЮ ВОДОРОДНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
«ЛЕЖАЩИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ» СОБИРАЕТ ЭНЕРГИЮ
СОЛНЕЧНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ШУМОЗАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ ВЫРАБАТЫВАЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
ВЕТРО-СОЛНЕЧНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ МОЩНОСТЬЮ 100 КВТ
ПЕРВЫЙ ОБЪЕКТ ПРОЕКТА «DESERTEC»
ПЕЛЛЕТНЫЕ КОТЛЫ
БИОДИЗЕЛЬ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ОТ ДОРОГИ К ДВИЖУЩЕМУСЯ АВТОМОБИЛЮ
ВЕТРОГЕНЕРАТОРЫ «РОСАТОМА»
«ТОРФЯНАЯ» ТЭЦ на 150 МЕГАВАТТ
СИНТЕЗ НЕФТИ ИЗ УГЛЯ ПУТЕМ ДОБАВЛЕНИЯ ВОДОРОДА
ВЕТРОПАРК в КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОРФЯНАЯ КОТЕЛЬНАЯ В ТУГУЛЫМЕ
КАКОЙ ВРЕД НЕСУТ ВЕТРОПАРКИ?
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗОМОТОРНЫХ ТОПЛИВ
БИОГАЗОВАЯ СТАНЦИЯ В КРАСНОДАРЕ
ГАЗОЖИДКОСТНАЯ КОНВЕРСИЯ (ГЖК)
БИОГАЗОВЫЕ СТАНЦИИ В РОССИИ
АВТОМОБИЛИ НА МЕТАНОЛЕ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved