"В связи с этим к 2015 году ожидается увеличение экспортных объемов малосернистого дизельного топлива более чем в два раза. Ввиду растущей дизелизации стран Северо-Западной Европы мы планируем эффективное размещение дизельного ресурса "Газпром нефти" на рынках стран-импортеров через поступательное продвижение по цепочке создания стоимости, в том числе благодаря работе с собственными логистическими активами и активами дистрибуции моторных топлив", - отметил Вяткин. По его словам, самый востребованный в Европе продукт - низкосернистое дизтопливо. Gazprom Neft Trading из порта Приморск за три с половиной года реализовано 3,9 миллиона тонн ДТ с содержанием серы 10 ppm. Ресурсы высокосернистого ДТ эффективно размещаются на рынках Северо-Западной Европы с поставкой через экспортные порты Прибалтики, а также на рынках Южной Европы через порт Новороссийск - за тот же период его экспортные объемы составили 11,3 миллиона тонн. Мазут поставляется за рубеж на рынки Северо-Западной Европы через российский порт Усть-Луга, а также прибалтийские Вентспилс, Клайпеду и Таллин. Помимо этого, осуществляется экспорт мазутов через порт Мурманск. Поставки за рубеж нафты - этот продукт востребован у переработчиков и владельцев нефтехимических комплексов Северо-Западной Европы - составили в общей сложности 5,6 миллиона тонн. По его словам, плановый рост показателей станет возможен за счет оптимизации оптовой торговли - сочетания продаж ресурсов материнской компании с покупками дизтоплива на рынке. В ближайшее время компания будет активно развивать это направление, а существующие наработки позволят компании начать эту деятельность на новых рынках. Вяткин отметил, что стратегия развития Gazprom Neft Trading опирается на стратегию материнской компании - ОАО "Газпром нефть", предполагающую развитие бизнеса за рубежом, расширение географии присутствия и сфер деятельности. В настоящее время через Gazprom Neft Trading осуществляется большая часть экспортных поставок нефти и нефтепродуктов группы "Газпром нефть". "Наша стратегия, в частности, предусматривает эффективный рост на международных рынках через продвижение по цепочке создания стоимости нефти и нефтепродуктов. Для решения этой задачи Gazprom Neft Trading поэтапно выходит на рынки целевых регионов", - сказал Вяткин. По его словам, выход на каждый новый рынок начинается с определения потребностей наших потенциальных партнеров. Почти всегда это конечные потребители - нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а также компании, которые занимаются оптовой реализацией топлива. Если торговля развивается успешно - идентифицируются активы, способные добавлять стоимость к нефти и продуктам "Газпром нефти" на зарубежных рынках. "Уже сегодня наша торговая деятельность нацелена на создание базы для будущих успешных продаж нефти с месторождений на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Кроме того, согласно стратегии развития бизнеса "Газпром нефти" на международных рынках, в дополнение к экспортным ресурсам компании планируется увеличить закупки сторонних объемов нефти для прямых поставок как на собственные предприятия за рубежом, так и нашим целевым покупателям - ведущим переработчикам Европы и АТР", - отметил Вяткин. По его словам, за период с 2008 года по первую половину 2011 года включительно на зарубежных рынках было реализовано порядка 88 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. В настоящее время "Газпром нефть" занимает третью позицию среди российских компаний по поставкам за рубеж дизельного топлива (ДТ), а также пятую - по объему экспорта нефти и мазутов. Поставки нефти и нефтепродуктов идут через Gazprom Neft Trading в страны Северо-Западной и Центральной Европы, основным игрокам Средиземноморского рынка, а также переработчикам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Основные объемы нефти направлялись в Европу - 51,5 миллиона тонн. Еще 3,3 миллиона тонн сырья экспортировано в страны АТР. Что касается нефтепродуктов, то 33 миллиона тонн реализовано в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Северной Америке. Gazprom Neft Trading также поставляет основные объемы нефти для переработки на НПЗ NIS (Naftna Industrija Srbije a.d.) - дочерней компании "Газпром нефти" в Сербии. Экспорт нефти и нефтепродуктов осуществляется преимущественно танкерами по морю. Основной экспортный порт для нефти - Приморск. Через него за прошедшие три с половиной года Gazprom Neft Trading отправила на экспорт в общей сложности 24 миллиона тонн нефти. Вяткин отметил, что благодаря окончанию строительства нефтепровода ВСТО-1 с начала 2010 года для компании открылось новое направление экспорта нефти на один из наиболее перспективных мировых рынков - в Юго-Восточную Азию. "Мы активно работаем в данном регионе, снабжая сырьем НПЗ в Корее, Китае и Японии. С момента начала поставок в этом направлении Gazprom Neft Trading экспортировала по новой магистрали 3,3 миллиона тонн нефти", - сказал он. Кроме того, часть нефти отправляется на экспорт трубопроводным транспортом. Главное трубопроводное направление экспорта нефти для компании - нефтепровод "Дружба". Он снабжает сырьем страны Восточной и Центральной Европы. За период с 2008 года по первое полугодие 2011 года включительно Gazprom Neft Trading поставила по нему около 11,9 миллиона тонн нефти. "И конечно, успешная работа по расширению торговли в Азии - это одна из постоянных задач Gazprom Neft Trading, важный и перспективный процесс, требующий исследований рынка, переговоров с потенциальными клиентами, гибкого подхода к ценообразованию, проработки логистики и так далее", - отметил Вяткин. Он добавил, что основными рынками сбыта нефти Gazprom Neft Trading останутся Европа и Азия, для ДТ, нафты - Европа, Африка и АТР, для мазута - Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Между тем развитие международных добычных проектов "Газпром нефти" определит появление новых направлений экспорта - из Латинской Америки, с Ближнего Востока и из Африки. Вяткин напомнил, что в настоящее время "Газпром нефть" участвует в освоении нефтегазовых ресурсов Кубы, Венесуэлы, Ирака и Экваториальной Гвинеи. Добываемое в этих странах сырье будет поставляться на переработку в Северную Америку, Европу и Азию. "Следующим шагом станет развитие бизнеса на Африканском континенте. Нефть Анголы и стран Северной Африки дает возможность снабжать Средиземноморский регион по конкурентным ценам благодаря относительно недорогой логистике. И наконец, мы продолжили укреплять сотрудничество с NIS в области снабжения сырьем ее нефтеперерабатывающих предприятий. Совместную работу с NIS мы ведем с 2009 года и планируем дальнейшую интеграцию и развитие взаимодействия", - отметил Вяткин. Он добавил, что стратегия движения по цепочке создания дополнительной стоимости диктует необходимость поиска новых направлений экспорта с поставкой на конечные рынки потребления во всех регионах. "Поэтому мы прорабатываем варианты транспортировки мазута и нафты в Азию. Крупнейшими импортерами мазута в регионе являются Китай, Вьетнам и Сингапур. Наибольший спрос на нафту наблюдается на рынках Китая, Тайваня, Японии и Южной Кореи", - отметил Вяткин. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России». Корпоративный журнал "Газпром"
|