Это привело к появлению новых предприятий: "АЗСТ-Колор" (Антрацит, с 2008 года – филиал ЗАО "Руукки Украина"), ООО "Юнистил" (Кривой Рог, входит в российскую управляющую компанию "Вектрон") и ООО "Металлы и полимеры" (Алчевск). Их создатели до кризиса рассчитывали, что спрос на профнастил, металлочерепицу, сэндвич-панели и другие виды продукции из холоднокатаного (х/к) проката с покрытиями продолжит рост. Однако события 2008-2009 годов внесли коррективы. После кризисного провала в объемах сбыта и потребления лишь в 2010-2011 годах началось постепенное восстановление спроса. Причем потребление окрашенного металлопроката растет быстрее по сравнению с оцинковкой. По данным агентства ИА "Металл-Курьер" за 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2010, видимое потребление проката с цинковым покрытием выросло на 5%, до 300 тыс. тонн, а окрашенного проката – на 37%, до 193 тыс. тонн. Большая часть этой металлопродукции используется при производстве кровельных материалов. "Объем потребления окрашенного металла для кровли (без учета проката для производства бытовой техники) в 2011 будет примерно 100-120 тыс. тонн, а оцинкованного – 200-250 тыс. тонн", – говорит коммерческий директор ООО "Арсенал-Центр" Борис Кукайло. Замерли в ожидании Однако вряд ли можно утверждать, что на рынке все в порядке, особенно это касается независимых производителей проката. Так, на "Модуле" только после смены владельцев летом текущего года была запущена линия оцинкования, а окрашенный металл не производится. Мощности Юнистила практически весь год простаивают из-за организационных сложностей. "Не работаем по причине отсутствия сырья. Запуск завода планируется 20 января», – сказал в комментарии МинПрому Дмитрий Болтянский, заместитель коммерческого директора управляющей компании "Вектрон". По нашим данным, в первой половине года предприятие занималось решением экологических вопросов. "Руукки Украина" в 4 квартале 2011 года остановила "АЗСТ-Колор" и, вероятнее всего, продлит такое решение на 1 квартал 2012 года. На профилегибочные предприятия группы будет поставляться металл из Финляндии, с металлургических заводов материнской компании. В "Руукки Украина" отказались комментировать сложившуюся ситуацию, однако один из импортеров проката с покрытиями на условиях анонимности сказал, что сегодня выгоднее производить и закупать эту продукцию на интегрированных меткомбинатах. "Возьмите рыночную цену х/к проката, прибавьте к ней стоимость цинка и увидите, что независимый производитель не может предложить цену оцинковки ниже или хотя бы на уровне той, что предлагают крупные меткомбинаты. Выгоднее не только цинковать, но и наносить полимерные покрытия", – сказал собеседник МинПрома. Возможно, именно по этой причине более или менее стабильно работает ММК им.Ильича, единственное отечественное интегрированное предприятие, выпускающее оцинкованный прокат. За 9 месяцев на нем произвели чуть менее 170 тыс. тонн этой продукции, что на 53% больше аналогичного показателя 2010 года. А среди независимых производителей только "Металлы и полимеры" смог приблизиться к полной загрузке производственных мощностей. Весьма вероятно, что это связано с решением руководства сконцентрировать работу именно в сегменте окрашенного проката. Например, компания стала партнером компании "Прушиньски" – одного из крупнейших украинских производителей строительных материалов. Существенная доля импорта в этом сегменте металлопроката является хорошим раздражителем для отечественных промышленников. Однако неоднозначная ситуация в мировой экономике не позволяет начинать новые инвестпроекты, которые то и дело озвучиваются менеджментом и акционерами предприятий. Наибольший интерес в отрасли вызывает инвестиционная программа ММК им.Ильича, детали которой могут быть объявлены в начале 2012 года. Ожидается, что, кроме строительства нового конвертерного цеха с литейно-прокатным модулем, здесь будет проведена существенная модернизация прокатных мощностей, в том числе и стана-1700. На заводе "Металлы и полимеры" также думают о расширении производства. "В наших планах – интегрироваться вверх, в свободные ниши: построить линию по производству холоднокатаного проката, может быть, и горячекатаного, травления – это то, что сейчас востребовано. В Украине качественный металл таких спецификаций не производится", – сказал летом коммерческий директор ООО "Металлы и полимеры" Евгений Козлов, добавив, что компания вряд ли займется переработкой окрашенного и оцинкованного проката. Крась и цинкуй Согласно оценкам "Металлы и полимеры" в Украине работают около 150 переработчиков окрашенного проката и около 250 – оцинковки. В основном это производители различных строительных профилей, профнастила, металлочерепицы и сэндвич-панелей. По некоторым оценкам, 10 крупнейших игроков контролируют 50-60% рынка. Среди них можно выделить "Руукки Украина", ТПК, "Арсенал-центр" и "Прушиньски", которые предпочитают в своей продукции использовать импортное сырье. Наибольшие объемы окрашенного металла импортируются из Китая, Южной Кореи и Казахстана. Достаточно много х/к рулонов и оцинковки завозится из России и Европы. По словам учредителя и собственника ПГ "Арсенал" Виктора Федорова, ООО "Арсенал-Центр" покупает более 70% окрашенного металла в Южной Корее у металлургического концерна Dongbu steel, с которым в 2006 году был подписан договор об эксклюзивной дистрибуции. "Обязательным условием для металлопроката является наличие 220 г/ кв. м цинка под лакокрасочным покрытием, несмотря на то, что весь рынок перешел на очень низкую норму (100-120 г/кв. м). Корейцы отказываются наносить меньше цинка, опасаясь испортить свой имидж на будущее. Около 30% окрашенного металла Арсенал-Центр покупает в Индии на металлургическом заводе "Национал", – рассказывает В.Федоров, уточняя, что специально для Украины индийцы красят подкат корейской краской, а содержание цинка под лакокрасочным покрытием составляет 120 г/кв. м. Компания ТПК долгие годы закупала стальное сырье только у европейских производителей. До недавнего времени более 90% закупок окрашенной стали производилось на комбинатах ArcelorMittal Eisenhuttenstadt (Ekostahl, Германия) и VoestAlpine Stahl GmbH (Австрия). Однако в текущем году компания решила расширить круг поставщиков. Дмитрий Софронов, вице-президент компании ТПК по развитию, объяснил это решение увеличением спроса в эконом-сегменте и тем, что в первой половине 2011 года существенно увеличился курс европейской валюты. "В этой связи в компании и было принято два стратегических решения. Предложить основную свою продукцию – металлочерепицу и кровельно-фасадные профнастилы – не только в традиционной толщине 0,5 мм, но и в более экономичном варианте – из металла толщиной 0,45 мм. Начать приобретать металл для эконом-предложения у лучших поставщиков из долларовой зоны", – рассказал Д.Софронов в статье для корпоративного журнала "ТПК-информ". Теперь ТПК закупает часть проката у Hyundai Hysco, SeAH и Union Steel (все – Южная Корея), продукция которых используется не только в строительной отрасли, но и в автомобилестроении, судостроении, при производстве бытовой техники. Как уже отмечалось, украинские переработчики окрашенного проката начали сотрудничество с заводом "Металлы и полимеры", правда, осторожное. Арсенал-Центр использует в очень ограниченных количествах металл, окрашенный заводом "Металлы и полимеры", из-за опасений, что это предприятие еще не достигло необходимого качества. "Обычно для освоения технологии окраски у других красильщиков уходит 1-2 года. Поэтому мы не спешим форсировать сотрудничество, опасаясь последующих судебных исков неудовлетворенных покупателей, если краска начнет выцветать или отслаиваться, по истечении 2-3 лет", – делится В.Федоров. При этом руководство компании приветствует начало окраски оцинкованного металла в Украине. Что же дальше? Участники рынка отмечают увеличение спроса на более дешевую и, следовательно, менее качественную продукцию. Как следствие, появляется все большее количество мелких профилировщиков, которые покупают недорогую линию и начинают производить, например, заборы из профнастила. А вот крупные компании, выпускающие качественные и дорогие изделия, начинают экспансию на внешние рынки. "Руукки Украина" в апреле текущего года на своем заводе в с. Копылов (Киевская обл.) запустила линию по производству сэндвич-панелей стоимостью 5 млн евро. Годовая мощность линии – около 1,1 млн кв. м. В 2011 году компания планировала выпустить 350 тыс. кв. м продукции, которая также будет экспортироваться в Россию и Болгарию. Арсенал-Центр начал работу в России. "Выход нашей компании на российский рынок связан с тем, что покупательская способность у наших соседей выше (ВВП на душу населения в Украине составляет порядка 6500 долл. в год, а в России – 16 500 долл.). Кроме этого, российский рынок больше украинского примерно в 8-10 раз", – говорит В.Федоров. ТПК экспортирует свою продукцию в Казахстан и Молдову, а в текущем году начала поставки несущих профнастилов и сэндвич-панелей в страны Скандинавии. Вероятнее всего, подобная тенденция сохранится в ближайшие годы, в том числе и потому, что производство стройматериалов в Украине более выгодно. Например, по данным "Руукки Украина", стоимость сэндвич-панелей, произведенных на новой линии, будет на 30% ниже, чем у аналогичной продукции, импортируемой с заводов Ruukki в Польше. А среди компаний, наносящих защитные покрытия, вполне можно ожидать укрупнения или объединения независимых производителей. Это позволит им чувствовать себя более уверенно в переговорах с металлургическими комбинатами – поставщиками стального проката. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка Coil Coating покрытий можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков: Рынок рулонного металлопроката с полимерным покрытием в России Бизнес-план организации производства металлопроката с полимерным покрытием Артем Ильин
МинПром |