РЖД заявляет о достаточном количестве подвижного состава, но грузоотправители на всякий случай готовятся перенаправить объёмы на автотранспорт. Уже в январе 2012 года на ряде дорог отмечался рост перевозок цемента. Наиболее существенным он был на Свердловской магистрали (+19,7% по сравнению с январём 2011 года), на Южно-Уральской (+165%), на Приволжской (+5,6%). При этом Первая грузовая компания (ПГК) перевезла в январе на 60% больше навального цемента (0,9 млн тонн), чем за аналогичный период прошлого года. Рост перевозок участники рынка и эксперты объясняют несколькими причинами. Например, специалисты Приволжской дороги связывают оживление погрузки с увеличением объёмов жилищного строительства в стране. Начальник аналитического отдела «ТКБ Капитал» Мария Кальварская согласна с таким объяснением. «Основным фактором роста является восстановление строительного сегмента, которое продолжалось весь 2011 год», – отметила она. Но дополнительным фактором, по её мнению, были более благоприятные погодные условия нынешнего января (средняя температура была немного выше прошлого года и немного выше нормы), что также могло способствовать увеличению активности в строительном секторе. Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко, в свою очередь, уверен, что основная причина кроется в другом. Просто начали вывозить всё, что не могли вывезти в другие месяцы. «Ведь в отдельные месяцы 2011 года грузили цемента меньше, чем в 2010 году, особенно осенью. Погрузка в сегменте строительных грузов из-за дефицита полувагонов нынешней осенью была освоена не полностью. Нынешней зимой, когда возник традиционный профицит цементовозов и полувагонов по причине падения объёмов погрузки (хотя существенного снижения не наблюдалось), операторы частично переключили своё внимание на отправителей цемента и строительных грузов», – говорит аналитик. В их числе была ПГК. Причём в этот раз компания предложила своим клиентам новую схему работы, при которой последние могут самостоятельно определять необходимые объёмы перевозок и пользоваться услугами компании по фиксированной стоимости в течение 2012 года. Клиентская заявка определяется как гарантированный объём, в рамках которого ПГК обязуется предоставлять вагоны под погрузку по фиксированной стоимости. Также устанавливаются единые коэффициенты, которые будут применяться при перевозке груза, превышающего гарантированный объём. По мнению компании, новый порядок и позволил добиться такого серьёзного роста перевозок, а также сократить простои цементовозов в начале нового года. «Рост показателей самой ПГК связан с изменением ценовой политики компании,что позволило «переманить» клиентов от других перевозчиков и от альтернативных видов транспорта. Кроме того, основные клиенты компании (производители цемента – ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», ОАО «Новоросцемент», ОАО «Мордовцемент», ОАО «Лафарж Цемент», ООО «ДВ-Цемент») показали рост производства цемента на 20–40%», – отметила Мария Кальварская. Руководитель департамента транспорта и логистики холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Павел Иванкин подтверждает слова эксперта. «Год действительно начался хорошо. На это повлияли и хороший спрос, и новая схема ПГК, и, естественно, выход новых производственных мощностей на рынок. Мы прогнозируем хорошую динамику прироста, при этом мы надеемся, что наши планы на увеличение объёмов не разобьются о дефицит пропускных и провозных способностей», – сообщил «Гудку» г-н Иванкин. При этом он отметил достоинства и недостатки новой схемы ПГК. «Схема, в отличие от предыдущих периодов, прозрачна и даёт право грузоотправителю самостоятельно определять конструкцию используемых парков. Однако и у этой схемы есть свои недостатки. Собственник вагонов переложил свои затраты на грузовладельцев, определив январь гарантированным месяцем, который является самым неблагоприятным. Стоимость услуг ПГК сегодня является определяющей для рынка, и хотелось бы, чтобы все тарифные решения были максимально взвешенными. Транспортная составляющая в цене цемента должна жёстко контролироваться», – заявил представитель «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». По прогнозам экспертов, как только начнётся рост перевозок, дефицит полувагонов возникнет опять. Аналитики официального дилера завода «Мордовцемент» компании «Донтехком» не исключают, что проблемы, аналогичные прошлогодним (когда не хватало вагонов, а тарифы на железнодорожные перевозки и стоимость пользования дефицитными вагонами заметно увеличились), вернутся уже в мае текущего года. Между тем начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко считает, что в России достаточно вагонного парка для того, чтобы справиться с растущими объёмами цемента. Он также подчеркнул, что регулируемые инфраструктурные тарифы не повышались прошлым летом. «Собственники вагонов увеличивали уровень вагонной составляющей. Из-за этого росла плата на перевозки»,– рассказал «Гудку» г-н Петренко. По его словам, повышения инфраструктурных тарифов в планах нет, а рост вагонной составляющей прогнозировать нельзя, так как это вотчина собственников подвижного состава. Операторы, в свою очередь, своих планов не раскрывают. А грузоотправители готовятся, как и в прошлом году, уйти на автотранспорт при возникновении серьёзных трудностей. «Естественно, в рамках обеспечения транспортной безопасности и выполнения обязательств по поставке цемента наш холдинг был вынужден увеличить долю автотранспорта, причём не только в отгрузках, но и в поставке сырья», – рассказал Павел Иванкин. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка цемента можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок цемента в России». Автор: Галия Шакирова Гудок |