НА РЫНКЕ АВТОКОМПОНЕНТОВ


На II Российском конгрессе переработчиков пластмасс (ноябрь 2007, RCC group) более 100 участников обсудили основные тенденции, проблемы и стратегию развития индустрии и рынка автокомпонентов в РФ.


 

Особый интерес у собравшихся вызвали следующие темы: локализация рынка автокомпонентов из полимерных материалов, инновации в оборудовании для переработки пластмасс, проектирование производств на территории Российской Федерации, перспективы развития и укрепления партнерства между отечественными и иностранными компаниями.
Интересная и насыщенная программа конгресса, актуальность заявленных тем привлекли внимание делегатов не только со всей России, но и из-за рубежа. На конгрессе с докладами выступили представители компании Basell Polyolefins, мирового лидера в технологии производства полиолефинов со специальными свойствами и немецкой компании Krauss Maffei, одного из крупнейших производителей оборудования для переработки пластмасс. Они поделились опытом работы в сфере переработки пластмасс и рассказали о новых технологиях, используемых в производстве.

Конференция прошла под председательством Всеволода Абрамова, президента Российского объединения переработчиков пластмасс, и Катерины Краевой, генерального директора аналитического агентства RCC Group. В своем приветствии Всеволод Абрамов поздравил собравшихся с открытием Конгресса и пожелал успехов в его работе, отметив высокую степень важности и своевременность проводимого мероприятия.
На первой сессий конгресса, посвященной полипропиленовым материалам для производства автокомпонентов и удовлетворения потребностей российского рынка, присутствующие ознакомились с планами компаний Basell, "Татнефть" и "Северсталь-Авто".
Михаил Дуреев, менеджер по продажам и технической поддержке компании Basell, рассказал участникам конгресса об истории создания компании и поделился планами, связанными с российской автомобильной промышленностью. "Российский рынок автокомпонентов растущий и развивающийся, и этим он привлекателен для компании Basell", — заметил Михаил Дуреев. Сложность работы на российском рынке, по мнению представителя Basell, заключается в недостатке информации о рынке, бюрократических преградах и в другом менталитете ведения бизнеса.

Российский рынок автомобилестроения развивается, по прогнозам компании, в 2012 году на российском рынке будет произведено 1, 6 млн автомобилей и Basell готов поставлять автокомпоненты для российского автопрома. Компания планирует занять 20 % российского рынка компаундов, что будет достаточно для создания собственного производства. Представитель Basell сообщил о намерениях компании в ближайшие два года построить завод на территории России.
Знакомство с компанией Basell продолжил руководитель отдела развития бизнеса в Европе Michael Pohl. По его мнению, одной из основных задач, стоящей перед компанией, занимающейся переработкой пластмасс для автокомпонентов, является уменьшение стоимости деталей и затрат на их создание. Динамика автомобильного рынка зависит от каждого его сегмента. В докладе Michael Pohl рассказал об основных тенденциях в автопроме: снижение стоимости; сокращение выбросов CO2, что является следствием сокращения веса автомобиля. Это в свою очередь достигается использованием материалов с пониженной плотностью — ПП (материал с низкой плотностью), увеличением безопасности, инновативным дизайном, высоким качеством, долговечностью.

Также на конгрессе от компании Basell с докладом выступил Jean-Philippe Dassaud, рассказавший присутствующим о разработках компании новых высококачественных материалов для автокомпонентов, которые обеспечивают меньший выброс углекислого газа. "Вес автомобиля очень важен для нашей промышленности, снижение выбросов напрямую зависит от увеличения процентного содержания пропилена в автомобиле", — отметил Jean-Philippe Dassaud. Кроме того, были представлены инновационные решения компании Basell в области применения композиционных материалов на основе полипропилена. В заключение своего выступления докладчик сделал немаловажное замечание, что полипропилен широко используется во всех сегментах автомобильного рынка.

Ринат Талирович Шаяхметов, заместитель начальника управления стратегического планирования компании "Татнефть", как и предыдущие докладчики отметил рост рынка автомобильной промышленности и высокий спрос на полипропилен. "Потребление базовых общетехнических полимеров в России увеличивается с каждым годом. Для примера, в 2000 году полиэтилена было произведено 600 тыс. тонн, а в 2006 году уже 1, 29 млн тонн". По прогнозам компании к 2010 году количество проданных автомобилей в России составит 2,8 млн. Подводя итоги своего выступления, Ринат Талирович рассказал о планах "Татнефти" разрабатывать ТЭО совместно с компанией Basell, что будет иметь хорошие маркетинговые перспективы.

Георгий Мариамули, руководитель проекта "Север-Сталь-Авто-Елабуга", уделил внимание в докладе иностранным компаниям на российском рынке. "В Северной Америке происходит стагнация автомобилестроения. Крупным компаниям негде развиваться. И многие производители с интересом смотрят на Россию. Они хотят инвестировать в российский рынок", — заметил он. Георгий Мариамули рассказал о своей компании и отметил, что в России мало производителей компонентов и "Северсталь-Авто" практически не имеет конкурентов на рынке. В докладе был представлен список основного сырья и материалов, используемых в производстве автокомпонентов на сегодняшний день: металл —20 %, металлопродукция — 30 %, пластик — 20 %, цветные металлы — 10 %, РТИ — 7 %, нефтехимия — 3 %, стекло — 2 %, прочие — 8 %.

Вторая сессия конгресса ознакомила участников с проблемами локализации российского рынка автомобилей и запчастей.
Этой теме посвятил свое выступление Михаил Львович Кацевман, директор по развитию ТД "Полипластик"  "Локализация подразумевает литьевое производство на территории РФ. При этом неважно СП ли это или полностью иностранное производство, главное, чтобы оно находилось на территории России", — подчеркнул он. Нужно принимать во внимание, что РФ может вступить в ВТО, и тогда цены на полипропилен будут колебаться на уровне европейских.

Михаил Кацевман рассказал о преимуществах локализации в РФ: протекционизм государства, растущий рынок потребителей, дешевизна рабочей силы, дешевизна энергии, дешевизна сырья. И обозначил проблемы этого процесса: малая тиражность моделей, низкий уровень производств по переработке, трудная логистика, отсутствие промышленности добавок, высокий импортный налог, таможенные проблемы, свободные мощности в Восточной Европе.

Владимир Лебедев, начальник отдела подготовки и производства изделий из пластмасс компании "Тесис", на Конгрессе представил доклад о стандартных компонентах и горячеканальных системах для производства штампов и литьевых прессформ компании DME Company.

Тимофей Владимирович Есаулов, российское представительство компании Ford, выступил за локализацию комплектующих и также отметил преимущества этого процесса. Докладчик сообщил о том, что существует достаточное количество проблем, многие из которых сводятся к требованиям поставщиков комплектующих.

Алла Владимировна Басаева, начальник бюро полимеров исследовательского центра ДТР "АвтоВАЗ" рассказала о тенденциях применения пластмасс при изготовлении автокомпонентов для автомобилей "Лада". Также, в своем докладе Алла Басаева представила динамику потребления пластмасс. "Первое место занимают полипропиленовые компаунды. На втором месте — ПБУ. На третьем — полиамиды. На стабильном уровне остаются АБС-пластики. Снижается потребление ПВХ", — заметила докладчик. В выступление подробно рассмотрено состояние дел с локализацией пластмассовой продукции на рынке и ее географическое распределение.

Второй день работы конгресса был посвящен обсуждению сырьевой базы и вопросу производства оборудования для переработки пластмасс. "За последние семь лет в Европе произошла стагнация производства такого оборудования по вине азиатских производителей, сегодня период стагнации прошел. Можно отметить характерное стремление компаний закупать универсальное оборудование — чтобы на одной машине производить несколько видов пленок", — заметил Всеволод Абрамов.
Андрей Хомяков, руководитель одного из проектов компании "Никохим", представил доклад на тему "Антипирены российского производства".
Юрий Бабкин, эксперт по полимерным добавкам компании "Кемтура Нидерланды Б.В.", рассказал об эффективной стабилизации стеклонаполненного полипропилена (Naugard 956 от Chemtura).

Особое внимание присутствующих привлек доклад Маркуса Шинабека, менеджера отдела продаж компании Krauss Maffei GmbH. Он рассказал о новых технологиях, разработанных компанией, и представил новое оборудование — компаундер. "Компаундер компании Krauss Maffei GmbH – это соединение двух основных технологий — литье под давлением и экструзия", — объяснил специалист. Машина работает без остановок в двух режимах — периодический и непрерывный. На одной машине могут перерабатываться самые разные материалы. Проведено много испытаний по использованию наполнителей при снижении издержек. Благодаря этой машине можно достичь очень хорошего качества продукта, например, высокой ударопрочности.
Основное преимущество при изготовлении автокомпонентов на компаундере — экономия затрат на материалы. Так как на одной машине производится и компаундирование, и литье под давлением, сокращаются монтажные операции.
Во время обсуждения докладов между участниками шла непрерывная дискуссия, которая позволила выработать общие позиции по существующим проблемам. Участники конгресса получили полное представление о ситуации на российском рынке автокомпонентов из пластмасс.

Подводя итоги работы конференции, можно уверенно заявить, что мероприятие будет способствовать расширению коммуникативных связей и позволит достичь лучших результатов в переработке полимеров.

В целом II Российский конгресс переработчиков пластмасс стал тем событием, которое способствовало сближению иностранных и отечественных компаний, ведущих бизнес на рынке переработки пластмасс. Во время работы форума были подняты многие актуальные вопросы. Российский рынок автокомпонентов стремительно развивается, и нужно решить, как налаживать сотрудничество с иностранными поставщиками сырья и оборудования, каким образом развивать отечественную отрасль.

 

 

 

www.rccnews