МАЛЫШИ РВУТСЯ К НАНОТЕХНОЛОГИЯМ


Глобальные вопросы отраслевых стратегий вовсе не заслонили одно из самых важных направлений деятельности Минпромэнерго — формирование и реализацию политики по развитию малого предпринимательства. Главное внимание предстоит сосредоточить программах, направленных на развитие малого бизнеса в сфере высоких технологий, в том числе нанотехнологий.


 

Малый бизнес в промышленно развитых странах в отличие от России производит основную долю ВВП, представляет собой органичную часть крупных корпораций и является при этом главным налогоплательщиком.
На предстоящей рабочей встрече главы руководства Минпромэнерго с представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» намечается обсудить перспективы развития малого бизнеса с учетом осуществления комплекса мер государственной поддержки. Главное внимание предстоит сосредоточить на разработке и реализации программ, направленных на развитие малых предприятий в перерабатывающих и высокотехнологичных отраслях промышленности.
В частности, комплекс мер государственной поддержки намечается оказывать малому и среднему бизнесу при создании технопарков. Речь может идти об особом порядке выделения земель, ускоренном согласовании проектной документации по строительству объектов на территории парка, выстраивании системы эффективного взаимодействия органов власти различных уровней, управляющей компании и компаний-резидентов.
Меры государственной поддержки могут быть сосредоточены и в таких направлениях, как содействие формированию рынка продукции и услуг малых предприятий, выработка механизма включения малого и среднего бизнеса в конкурсные условия на размещение государственного заказа, развитие сети поставщиков, кооперации и аутсорсинга.
Мощными стимулами развития производства станут такие факторы, как упрощение доступа на рынок через законодательное закрепление презумпции соответствия декларации производителя на товары и услуги, развитие инфраструктуры, создание условий для развития инновационных и высокотехнологичных бизнесов, в том числе био- и нанотехнологий. Значительный вклад малые и средние предприятия могут вносить в таком сегменте, как малая энергетика и производство возобновляемых источников энергии.
Накануне рабочей встречи в Минпромэнерго «ЕПР» совместно с пресс-службой «Опоры России» провели опрос представителей малого и среднего предпринимательства, в ходе которого постарались выяснить — какие меры, по мнению экспертов, необходимо принять на уровне государства по стимулированию развития малого бизнеса.

Сергей Борисов, президент «ОПОРЫ России»:
- К сожалению, малый и средний бизнес сегодня развивается недостаточными темпами. И это в первую очередь связано с тем, что субъекты малого предпринимательства в основном представлены в торговой сфере. Налицо явный дисбаланс, структура малого бизнеса выглядит примитивно: 70% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей заняты в сфере розничной торговли, в то время как в других областях их доля чрезвычайно мала. В частности, в промышленном секторе сегодня насчитывается лишь 13% общего числа малых предприятий.
На сегодняшний день вклад субъектов малого предпринимательства в промышленный рост и создание рабочих мест в России пока остается довольно скромным, меньше, чем во многих странах мира.
Настало время качественно менять представления о возможностях отечественного малого бизнеса. Многие представители малого бизнеса уже давно готовы к работе над серьезными проектами в промышленной сфере. Но вот привлекать их к этой работе пока никто не торопится, хотя и в России уже есть удачные примеры сотрудничества промышленников и малых предпринимателей. Например, всем известно ОАО «КАМАЗ». На его площадках работают около 150 малых компаний. Процесс изготовления многих комплектующих на конкурсной основе передается именно им. Развивается конкуренция, а следовательно, повышается качество продукции. Такая модель организации производства ориентирована на развитие кооперации.
Крупные компании становятся более конкурентоспособными, если вокруг них сформирована система поставщиков из малых и средних компаний — производственных, инновационных, сервисных предприятий, предлагающих самые разные услуги. Таким образом, складывается самостоятельный отраслевой кластер. Только в таких условиях предприятие становится более приспособленным к быстрым изменениям требований рынка к конечной продукции. Но при всех очевидных преимуществах в России до сих пор не выработаны четкие механизмы государственной поддержки развития промышленных парков.

Владимир Кононов, член президиума «ОПОРЫ России»:
- На прошедшем в феврале 2007 г. ежегодном форуме «ОПОРЫ России» чиновники различных ведомств пообещали предпринимателям ввести ряд налоговых послаблений, реструктурировать крупнейшие предприятия и принять специальные программы по поддержке малого бизнеса.
В этой связи Минпромэнерго, на мой взгляд, необходимо решить комплекс вопросов в отношении малого бизнеса по льготному кредитованию, налогообложению, разработать гибкую систему тарифов на электроэнергию, стимулировать развитие сырьевой базы. Пришло время создать условия для здоровой конкуренции отечественных товаров, как правило, более качественных и добротных по сравнению с импортными, принять меры по развитию отечественных несырьевых отраслей экономики.
Возможно также создание в регионах специальных фондов нежилого имущества, где малые предприятия будут брать полностью электрифицированные помещения в аренду. Имеет смысл разработать меры поддержки, ориентированные на решение таких задач развития малого и среднего бизнеса, как стимулирование инвестиционного процесса и экспорта, поощрение инновационной деятельности, подготовка кадров.
Необходимо также сформировать различные межведомственные рабочие группы по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России, а также по борьбе с контрабандой и серым импортом.

Елена Корзун, член правления «ОПОРЫ России», генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций «Ассонефть»:
Чтобы стимулировать развитие малого бизнеса в нефтедобывающей отрасли, необходимо принять государственную комплексную программу. И следует говорить не столько о стимулировании развития малого предпринимательства, сколько о системе поощрения разработки трудноизвлекаемых и мелких месторождений нефти. Особенно в традиционных регионах нефтедобычи. Мировая практика показывает, что именно такие небольшие предприятия разрабатывают истощенные месторождения наиболее эффективно. Малые предприятия в отличие от крупных корпораций охотно берутся за разработку трудноизвлекаемых пластов, поскольку экономика крупной вертикально интегрированной компании полного цикла, куда входит как добыча, переработка и реализация нефтепродуктов, отличается от монотоварного небольшого предприятия, занятого только нефтедобычей. Для крупного холдинга не всегда рентабельно заниматься мелкими запасами. Малые компании занимаются только добычей и могут работать с более высокой рентабельностью.
Мы внесли предложение — разработать государственную программу по введению в хозяйственный оборот мелких нефтяных месторождений. Особенно в регионах, где существует инфраструктура, дороги. Речь идет в первую очередь о традиционных районах нефтедобычи. Например, на Урале и в Поволжье. Крупные компании небольшие месторождения не разрабатывают по причине низкой отдачи пластов. Конечно, при этом необходимо предоставить малым предприятиям налоговые каникулы и какие-то сравнительно небольшие льготы. Например, снижать налогооблагаемую базу при осуществлении инвестиционных проектов, а также решить целый комплекс проблем по землеотводу и по доступу к инфраструктуре крупных нефтяных холдингов. Я недавно была на аукционе в Пермской области и стала свидетелем того, что со стороны небольших частных инвесторов проявляется большой интерес к очень маленьким запасам нефти. И в большинстве случаев это вовсе не спекулятивный интерес, а желание работать на этом объекте. Если со стороны государства будет выработана соответствующая политика, немалые дополнительные нефтяные резервы могут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
 

Сергей Калин, директор Института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева:
- Создание нормальных условий для формирования малого и среднего бизнеса должно стать приоритетной задачей как для государства в целом, так и для Минпромэнерго — проводника государственной промышленной политики.
Полноценная экономика — это экономика, в которой малый и средний бизнес играют доминирующую роль. Вместе с этим нужно научиться подходить к бизнесу дифференцированно. Одно дело — заниматься перепродажей чего-либо, где господдержка особо не нужна, и совсем другое — что-нибудь разрабатывать и производить. В первую очередь государство должно поддерживать инновационный бизнес, требующий серьезных интеллектуальных вложений. Этот бизнес самый рискованный, но зато именно он будет развивать нашу страну, постепенно отучая российскую экономику от сырьевой иглы.
Поддержка государства может выражаться по-разному. Конечно, необходим арсенал традиционных мер. К примеру, временное освобождение от налогов, предоставление помещений, постановка бухгалтерии. Важно помогать формировать современную управленческую культуру, развивать эффективные бизнес-процессы. Иными словами, нужно научиться доводить идею до практического воплощения. Идей у нас всегда было полно, а готовых и коммерчески успешных продуктов очень мало. Государство также должно начать лоббировать использование российских инновационных разработок. Если отечественные разработки не уступают зарубежным аналогам, то предпочтение следует отдавать нашим. Нельзя руководствоваться мифическим правилом — рынок определит лучших. Если достойной компании не помочь встать на ноги, то рынок ее задушит.
Фактически это означает необходимость построения научно-технологической цепочки: государство — бизнес — инновации. Подобные цепочки в разной форме выстроены во всех передовых странах. Стоит вспомнить, что та же Nokia начинала как маленькая компания в бизнес-инкубаторе. Нужно научиться выращивать подобные компании, стимулировать межотраслевое взаимодействие. Все усилия государства окупятся солидными налоговыми отчислениями и созданием новых рабочих мест.

Наталья Золотых, член президиума «ОПОРЫ России», генеральный директор компании «Транстехнология»:
- Сегодня, к сожалению, существует пропасть между исследованиями и разработками, которые создаются в России, и реальными потребностями промышленности.
Получается, что сегодня малый бизнес в научной сфере совершенно не ориентирован на нужды и запросы рынка. Мы наблюдаем такую тенденцию, когда есть определенные предложения нового продукта со стороны государственных научно-исследовательских организаций и малых компаний, но промышленность не испытывает желания приобретать этот продукт. Мы видим, что нет спроса именно на российские исследования и разработки. В то же время промышленность стремится приобретать результаты разработок иностранных компаний.
Поэтому, с нашей точки зрения, надо создавать федеральную инновационно-промышленную консультационную сеть поддержки малого предпринимательства. Такая система будет предоставлять предприятиям малого бизнеса широкий спектр услуг, в том числе информацию о разработках, которые востребованы промышленностью.
Например, по такой тематике, как обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности компании или продвижение продукции на рынок. Такая информационно-консультационная сеть могла бы увеличить количество малых высокотехнологичных инновационных компаний, стимулировать рост инвестиций в высокотехнологичные проекты. И обеспечить при этом права на интеллектуальную собственность. Промышленность будет чувствовать свою заинтересованность в использовании инноваций, поскольку у нее будут возникать исключительные права на результаты исследований и разработок.
Сегодня в России основную долю разработок проводят крупные предприятия. Зарубежный опыт показывает, что малые предприятия могли бы стать весьма эффективными и производить интеллектуальный продукт при более низкой себестоимости. Однако основная доля малых предприятий не имеют ни сертификатов, ни каких-либо других документов, которые бы позволяли выполнять определенные услуги или производить продукцию.
Пока что малые компании не могут заявить о себе и о своей продукции, не в состоянии преподнести себя рынку. Нужно облегчить возможность малым компаниям в получении различных сертификатов и предоставить возможность участвовать в конкурсах на выполнение государственных заказов. Малый бизнес уже в момент своего старта должен получать государственную поддержку в плане консалтинговой проработки и позиционирования на рынке.

Александр Куринный, заместитель председателя комиссии «ОПОРЫ России» по нанотехнологиям, руководитель проекта nanonewsnet.ru:
- Прорывные наукоемкие технологии, как правило, рождаются путем беспощадного отсева массы инновационных идей и концепций.
Объем этой массы формируется в том числе именно благодаря усилиям большого числа отдельных исследователей, небольших научных групп, малых и средних предприятий. В настоящее время имеется множество организаций регионального, федерального и международного уровня, специализирующихся на оказании помощи малому бизнесу по защите интеллектуальной собственности, инвестирования, юридического, правового и бухгалтерского консалтинга, представления и лоббирования интересов в органах государственной власти. К таким же организациям следует отнести и бизнес-инкубаторы, центры коллективного доступа к передовому научно-исследовательскому и производственному оборудованию. Международный опыт показывает высокую заинтересованность государства в привлечении и развитии малого и среднего бизнеса. Для этой цели в рамках программ национального уровня, например, таких, как «Национальная нанотехнологическая инициатива» в США, предусмотрено выделение специальных грантов.
В случае использования потенциала малых предприятий в таких областях, как энергетика, машиностроение или нанотехнологии, необходимо обеспечить координацию работ большого количества небольших коллективов, зачастую территориально удаленных. Успешная скоординированная работа может стать ключевым моментом для достижения успеха. Крупному бизнесу полноценно использовать потенциал малых компаний мешают незнание их возможностей, отсутствие практики успешного взаимодействия, неумение малого бизнеса представить свои идеи и разработки. Создание специализированных отраслевых интернет-порталов может стать универсальным и высокоэффективным инструментом решения проблемы. Уровень развития технологий позволяет организовывать эффективно функционирующие площадки взаимодействия.

Дина Смекалова, председатель Владимирского отделения «ОПОРЫ России», директор ЗАО «Блокформ»:
- Чтобы малый бизнес в России успешно развивался, необходима гармонизация его отношений с крупными корпорациями, как, например, в ЕС.
Нам нужно выстроить равноправные отношения гигантов и малых предприятий, продукция которых востребована на рынке.
Наша компания «Блокформ» использует в производстве химическое сырье, которое производится на ОАО «Нижнекамскнефтехим». Доля поставщика составляет 40%, а остальное мы закупаем по импорту. Когда малое предприятие работает в связке с гигантом, в принципе, это замечательно. Зарубежный опыт показывает, что в производственных кластерах существует множество ниш не только для крупных, но и для малых компаний. Но для нас этот «танец» с гигантом отечественной нефтехимии является далеко не безопасным. Прямых конфликтов пока удается избегать, но партнер нас каждый год пугает, что прекратит отношения. Иногда мы пытаемся на него жаловаться в антимонопольное ведомство, поскольку компания является нашим единственным поставщиком. Тем более что альтернативы на российском рынке у нас нет. Поэтому приходится покупать импортное сырье, которое на 25% дороже отечественного.
И все же у нас есть примеры плодотворного взаимовыгодного сотрудничества карликов и гигантов. В частности, в Татарстане выделены немалые средства на организацию инновационных малых предприятий вокруг «Нижнекамскнефтехима».
Широко известен также и пример КАМАЗа, который заслуживает широкого изучения и распространения. Государство должно взять на себя труд по гармонизации и выстраиванию системы отношений между крупным и малым бизнесом. Необходимо разработать государственную промышленную политику, где были бы предусмотрены налоговые льготы для малого бизнеса. В частности, при осуществлении инвестиционных проектов, закупках высокопроизводительного импортного оборудования, а также при обучении персонала.

Ольга Доротюк, руководитель комиссии «ОПОРЫ России» по детским товарам и питанию, генеральный директор ОАО «Фабрика игрушек «Весна»
Малый бизнес, как и крупный, на мой взгляд, имеют общие проблемы. И основная из них — нехватка кадров. В регионах кадровый дефицит ощущается с особой остротой, поскольку наиболее активная и мобильная часть работоспособного населения уезжает на заработки в города-мегаполисы. В наибольшей степени нужны квалифицированные кадры рабочих профессий. Поскольку система начального и среднего профессионального образования, по существу, прекратила свое существование, очень скоро наступит момент, когда некому будет работать.
Малый бизнес ощущает также острую нехватку оборотных средств и инвестиций. Малым компаниям кредиты практически недоступны. В обязательном порядке банки требуют залоговое обеспечение. Это либо недвижимость, либо готовая продукция. Если нет ни того ни другого, банкиры с потенциальным заемщиком не разговаривают. Даже когда малое предприятие только-только становится на ноги.
Под бизнес-план и поручительство никто никаких кредитов сегодня не предоставит. Очень сложно также получить помещение в аренду или землеотвод. Так же непросто подсоединиться к энергоснабжению и к системе инфраструктуры. У малого предприятия на решение всех этих процедур уходит не менее года. По всей стране ситуация примерно одна и та же. Стоит запуск нового предприятия довольно дорого. Да и реконструкция тоже. У нас ощущается острая нехватка производственных площадей. Можно было бы увеличить выпуск за счет нового строительства. Однако приходится проводить реконструкцию в более скромных масштабах, на старой площадке.

 

 

 

Валерий Виркунен,
«Еженедельник промышленного роста»