ОБСУЖДЕНИЕ СТРАТЕГИИ: ставка на «монстров»?


Минпромэнерго представило стратегию химической отрасли. О малом и среднем бизнесе, производящим до 70% ВВП, к сожалению, в ней речь не идет.


 

Ведомости, 10 декабря 2007

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко представил в правительство стратегию химической отрасли. Эта стратегия готовилась чиновниками почти пять лет. Окончательно ее должны утвердить в I квартале 2008 г. Документ предполагает, что к 2015 г. химическое производство должно вырасти в 3,4 раза, при этом повысится доля продукции высокого передела. Инвестиции за весь период составят 4 трлн руб. Причем государственные затраты в 100 раз меньше, чем частные. Наличию у правительства стратегии можно порадоваться. Только уже сегодня выявилась неполнота программы. Причина: стратегия разрабатывалась без широкой дискуссии с бизнесом.
Христенко делает главную ставку на развитие химического комплекса, т. е. заводов, производящих базовую продукцию. Однако наш химический комплекс работает в основном на глобальный рынок и лишь в небольшой части — на российских потребителей. Химический комплекс — это только часть отрасли. В стратегии нет речи о малых и средних предприятиях, поставляющих широчайшую химическую номенклатуру. Чтобы понять их важность, следует сопоставить номенклатуру продукции, выпускаемой химическим комплексом России (сотни наименований), и продукции, потребляемой нашим химическим рынком (десятки тысяч наименований продукции). Главная проблема — сильнейшая зависимость от импорта, сократить которую в состоянии только средний и малый бизнес. При этом в качестве сырья будут использоваться базовые продукты с крупных отечественных предприятий и глобальных рынков.
Экономика развитых стран сильна не «монстрами индустрии», а малым и средним бизнесом, производящим до 70% ВВП. Химическая отрасль не исключение. В России же отношение к малым предприятиям пренебрежительное: небольшие компании порой называют фирмами «купи-продай», хотя именно они закрывают номенклатурные потребности российских потребителей. Крупные предприятия работают в основном на мировой рынок. Например, тот же «Уралкалий» до 90% продукции отправляет на экспорт.
Не секрет, что российский химпром устарел технически и морально. Сегодня даже в благополучных отраслях уровень износа основных фондов закритический: в нефтепереработке и газопереработке — 75% и 80% соответственно. Без инноваций не обойтись. Современная история экономики доказывает, что самая высокая инновационная активность приходится на малый и средний бизнес. Если государство хочет принять инновационную модель, оно в первую очередь должно озаботиться состоянием малых и средних предприятий.
Малый и средний бизнес не нуждается в государственных деньгах или преференциях. Все, что нужно, — это защита бизнеса от незаконных преследований и коррупционных схем. В 2007 г. представители 90 химических компаний подписали письмо к президенту России с просьбой оградить бизнес от преследований Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Средние и малые предприятия химпрома оказались беззащитны перед наркополицейскими, проявившими «непрофильный» интерес к промышленным поставкам растворителей, кислот, химреактивов. Руководители подвергаются уголовному шантажу и арестам лишь за наличие веществ на складе — тех веществ, которые так необходимы промышленности. Я сам подвергся аресту и провел семь месяцев в тюрьме за поставки промышленным предприятиям этилового эфира, так что знаю о рискованности химбизнеса не понаслышке. В стратегии правительства ставка делается на частные инвестиции, но частный бизнес боится идти в отрасль, где ему не обеспечивается защита со стороны государства. В отсутствие такой поддержки бизнес стал легкой добычей для вымогателей и коррупционеров.
К сожалению, в стратегии Христенко нет ни слова о развитии инфраструктуры: современных складов и логистических технологий. В условиях разрыва между производством и потреблением крупные российские производства будут работать на западный рынок, где инфраструктура есть. Российские предприятия вынуждены, пусть даже по более низкой цене, направлять продукцию на экспорт, хотя внутренний рынок нуждается в этой продукции. Российские потребители покупают ее по более высокой цене уже на Западе. Можно привести немало примеров, когда цены на российском рынке выше среднемировых. В целом это обрекает предприятия высокого передела на неконкурентоспособность.
Запущенность складского хозяйства таит в себе и экологическую угрозу. Зачастую эти места хранения перепрофилируются и не находятся в сфере контроля регулирующих органов. Остатки химических веществ либо выбрасываются на свалку, либо вообще зарываются бульдозерами. То есть создается опасность латентного химического загрязнения, особенно вблизи крупных мегаполисов.
Технологии организации химической инфраструктуры и складских терминалов давно разработаны и успешно внедрены в Европе и США. Модели устройства системы легко приспособить к России. Единственным непременным условием является широкое участие бизнеса. Расходы на создание инфраструктуры более рентабельные и быстро окупаемые, чем вложения в базовые предприятия. Срок окупаемости при строительстве терминалов хранения продукции химпрома — три-пять лет. А государству требуется определиться в двух вещах: формате участия в создании сети терминалов и содействии в реализации и согласовании инвестиционных проектов. Генеральным подрядчиком в развитии инфраструктуры химпрома вполне может стать только что созданная госкорпорация «Ростехнологии». А бизнес давно определился: он будет участвовать в инфраструктурных проектах, поскольку они востребованы рынком.

 

 

 

Алексей Процкий, генеральный директор НПК «Софэкс»

www.himdelo.ru