ДРУЖИТЬ КАПИТАЛАМИ


В нашей стране начинает отстраиваться система управления инновационными процессами, где четко распределены роли бизнеса, государственной власти и научных коллективов. Сейчас можно говорить лишь о первых примерах формирующегося государственно-частного партнерства. Ярчайший из них - новые коммерчески ориентированные научно-технические проекты, реализуемые с начала этого года в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы”. О ходе реализации этой программы по направлению “Энергетика и энергосбережение” рассказывает начальник Отдела энерго- и ресурсоэффективных технологий Федерального агентства по науке и инновациям Борис РЕУТОВ.


 

Роснаука предлагает скинуться на инновации

Бизнес наконец осознал, что для того, чтобы быть конкурентоспособным на мировых рынках, ему нужны современные технологии. Все больше корпораций готовы вкладывать средства в научные исследования и разработку высоких технологий. В нашей стране начинает отстраиваться система управления инновационными процессами, где четко распределены роли бизнеса, государственной власти и научных коллективов. Какой будет эта система? Сейчас можно говорить лишь о первых примерах формирующегося государственно-частного партнерства. Ярчайший из них - новые коммерчески ориентированные научно-технические проекты, реализуемые с начала этого года в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы”. Прежде чем объявить этот конкурс, Роснаука обратилась к представителям бизнеса с тем, чтобы именно промышленники инициировали интересные для их предприятий и отраслей темы. О ходе реализации этой программы по направлению “Энергетика и энергосбережение” рассказывает начальник Отдела энерго- и ресурсоэффективных технологий Федерального агентства по науке и инновациям Борис РЕУТОВ.

- Борис Федорович, в Федеральной целевой научно-технической программе и раньше были коммерчески ориентированные проекты, финансируемые одновременно государством и бизнесом. В чем отличие новых форматов программы от так называемых ВИПов (инновационных проектов особой государственной важности)?
- Появление этих проектов - нерядовое событие. Мы постоянно твердим, особенно после распада СССР, что у нас существует проблема внедрения, что современный бизнес не воспринимает российские инновации и разработки. В нынешнем году Министерство образования и науки РФ и Федеральное агентство по науке и инновациям приняли очень ответственное решение по формированию так называемого государственно-частного партнерства в области высоких технологий.
Все началось не с нуля. Проектам новой программы, о которых вы спрашиваете, предшествовали инновационные проекты особой государственной важности из программы прошлых лет. Это был первый опыт взаимодействия с бизнесом, который можно считать вполне успешным. Осуществление большинства из них шло благополучно. В чем новизна нынешних проектов? Если в ВИПах государство само формулировало задачу, то теперь это делает бизнес. Если прежде к нам приходил некий консорциум научных исполнителей вместе с каким-то привлеченным бизнесом, готовым давать деньги на реализацию идеи, то теперь мы просим самих бизнесменов сформулировать задачу. Мы заинтересованы услышать от бизнес-структур, в каких разработках и технологиях они нуждаются, а затем найти формы взаимодействия, чтобы вместе с ними решать их проблемы. Надо сказать, поначалу мы не были уверены, что бизнес откликнется: ведь период становления и восстановления промышленности затянулся, он был труден, многим бизнесменам было не до инноваций. Однако старт программы - 2007 год - был выбран, я считаю, очень удачно: советские ресурсы исчерпаны, а конкуренция требует новых технологий и оборудования. В результате мы получили большой объем заявок от крупных коммерческих структур. Их было около 400, что значительно превышало те средства, которые предусмотрены федеральной программой. Поэтому была создана специальная экспертная группа, которая анализировала все заявки, ориентируясь по нескольким критериям. В их числе были технологическая выполнимость проекта, экономическая целесообразность, актуальность для развития народного хозяйства и многие другие. Одним из важнейших критериев при поддержке опытно-конструкторских работ была готовность бизнес-структуры софинансировать реализацию проекта в пропорции 50 на 50. Естественно, большое внимание уделено подготовке документации. Еще строже оценивались проекты по коммерциализации технологий, там софинансирование проекта должно осуществляться в пропорциях: 30% от государства и 70% - от бизнеса.
- Нашим читателям интересно знать, какие проекты заявлены от бизнеса. Чем наука может сегодня привлечь частные структуры? Пожалуйста, приведите примеры наиболее перспективных, на ваш взгляд, заявок.
- Вы будете все время слышать загадочные цифры 2.7 и 3.2. Это мероприятия программы. 2.7 - заявленные по инициативе бизнеса опытно-конструкторские разработки, а 3.2 - проекты по коммерциализации инновационных технологий.
Готов прокомментировать некоторые примеры. Первый проект по коммерциализации технологий мы реализуем совместно с ООО “ТитанАгро” и Ассоциацией делового сотрудничества в области передовых комплексных технологий “Аспект”. Несколько лет назад компания “ТитанАгро”, занимающаяся производством высокооктановых добавок к автомобильному топливу, решила диверсифицировать бизнес и обратила внимание на производство нового спиртсодержащего вида топлива - биоэтанола. Поскольку в нашей стране есть проблемы с акцизами на спирт, делающими стоимость такого топлива слишком высоким, а производство на его основе неконкурентоспособным, свой первый опыт по созданию биоэтанольного завода фирма приобрела не в нашей стране, а в Казахстане. Поиски новых технологий, позволяющих более эффективно перерабатывать биомассу, заставили руководителей компании искать ученых, которые помогли бы им решить научно-технические задачи, а узнав о нашем конкурсе, сразу же обратились к нам. В настоящий момент в проекте участвует около 10 научных организаций. Была поставлена цель - создать в городе Омске производство высокооктановых добавок к топливу на основе биоэтанола. Проект сложный, комплексный, потому что в процессе переработки биомассы можно производить много ценной продукции: комбикорма для скота, минеральные удобрения, клейковину для улучшения качества муки и многое другое. Отходы планируется использовать для получения электроэнергии и тепла. Со временем (есть задумка и расчеты) это производство будет тиражироваться и в других городах России. Общая стоимость проекта составит 5,8 млрд рублей, Роснаука по ФЦП намерена вкладывать в него по 70 млн ежегодно в течение трех лет.
Еще один проект по коммерциализации технологий (3.2) заявила ОАО “Сибирская угольная энергетическая компания” (СУЭК). Это комплексная программа утилизации шахтного метана, который часто взрывается, унося жизни шахтеров. СУЭК начала работать над обеспечением безопасности шахт и обратилась к нам, чтобы привлечь внимание ученых к этой проблеме. Основные задачи проекта: во-первых, безопасность, во-вторых, использование результатов утилизации метана в энергетике и, в-третьих, применение механизмов Киотского протокола, чтобы задействовать и экологические аспекты проблемы. В конкурсе исполнителей победил Институт проблем комплексного освоения недр РАН. Вместе с ним выступают соисполнителями еще четыре научные и научно-производственные организации.
Могу назвать очень много крупных компаний, которые прислали нам свои предложения. Это и РАО “ЕЭС России”, и Тюменская нефтяная компания, и другие не менее известные фирмы. Бизнес заинтересован, мы заинтересованы, и, конечно, теперь мы тщательно и внимательно занимаемся менеджментом этих проектов.
- Каким образом будут разделены права на интеллектуальную собственность, созданную “вскладчину” на государственные и внебюджетные деньги?
- Этот вопрос мы заранее оговариваем в контракте: то, что выполняется за государственные деньги, принадлежит разработчику (в случае, если разработка или технология не затрагивает стратегических интересов государства), а принадлежность того, что делается за деньги частных компаний, определяется соглашением между исполнителями проекта и предпринимателями. Все это внятно прописывается в техническом задании, в календарном плане, специальном соглашении о разделе прав на интеллектуальную собственность между исполнителем проекта и коммерческой структурой. Конечно, в России очень сложно защищать права на нематериальную собственность: болт заменил, и это уже другая технология. Но что для нас важно? То, что мы начали создавать государственно-частное партнерство в области высоких технологий. А появляются вопросы, значит, будем искать на них ответы. Может быть, на первых порах - не самые удачные, но дело делается, бизнес начал работать с наукой - и это главное. Важен сам формат взаимоотношений, ставящих эту проблему. Работники нашего подразделения, занимающегося организацией этих конкурсов, уже тихо стонут. В основном сложности связаны с правовой неурегулированностью в сфере взаимодействия науки и бизнеса. Много заумных вещей, иногда - не очень разу¬мных. Но я считаю: главное - процесс стартовал. Жизнь лучше, чем кто-либо, справится с проблемами. Надо нарабатывать опыт, анализировать его и принимать новые решения. Сейчас мы ждем заявок 2008 года, ведь в федеральной программе на подобные проекты тоже заложены средства, и это великое дело. Как бы ни было хлопотно, трудно, дорогу осилит идущий. Я считаю, что это главный тезис нашего разговора.

Елена МОРГУНОВА, www.poisknews.ru