ГАЗ В СЕТЬ: «розничные» планы СИБУРа


СИБУР планирует создать в России сеть газовых заправок. Программа по развитию собственной сети розничных продаж сжиженного углеводородного газа компании СИБУР предполагает создание сети заправок в России для прямой реализации газомоторного топлива потребителям. Но основным его стратегическим приоритетом остается поставка СУГ для нефтехимии…


 

Программа по развитию собственной сети розничных продаж сжиженного углеводородного газа компании СИБУР (ранее сообщалось, что ее должны были принять до конца 2007 г.) предполагает создание сети заправок в России для прямой реализации газомоторного топлива потребителям. Компания рассчитывает на плавное увеличение объемов реализации сжиженного газа на внутреннем рынке и сохранение на нем своих лидирующих позиций.
 
Желанная розница
В «СИБУРе» пока не сообщают, в каких регионах начнется создание сети и сколько денег будет на это потрачено. Сейчас соответствующие предложения рассматривает инвестиционный комитет компании. Холдинг, по всей видимости, не будет выделять какой-то один способ создания розничной сети — строительство, покупку или аренду. Скорее всего, компания станет работать по всем направлениям.
 
Поставками сжиженного газа занимается «дочка» холдинга — «Сибур — Газсервис». Следует отметить, что о намерении расширять розничную сеть ранее заявляли и другие участники российского рынка СУГ. Так, ОАО «Газэнергосеть» (ГЭС), входящее в группу «Газпром», в информационном меморандуме к облигационному займу весной этого года сообщало, что планирует увеличить сеть своих заправочных станций в ближайшие 2-2,5 года (на начало 2007 г. в собственности компании было 43 АГЗС). «ГЭС» продает сжиженный газ, произведенный предприятиями «Газпрома».
 
Интерес крупных производителей СУГ к рознице объясняется не только желанием увеличить свой доход от реализации. Как пояснил представитель одной из компаний, сейчас из-за отсутствия у производителей своих сетей существует диктат покупателя (владельца розницы). Из-за чего на рынке возникают конфликтные ситуации. В августе-сентябре этого года в некоторых регионах России заговорили о дефиците газомоторного топлива и небывалом росте цен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку причин роста цен. Розничные торговцы утверждали, что вынуждены повышать расценки, поскольку производители делают то же самое.
 
Производители на претензии в свой адрес возражают: рост цен в августе-сентябре — это сезонный фактор, поскольку в эти месяцы возникает пик спроса. После его прохождения цены начинают снижаться. В 2007 г. ситуация усугубилась тем, что на одном из ГПЗ «СИБУРа» произошла авария, и Холдинг был вынужден закупать дорогое сырье на стороне. Соответственно в пик сезона, когда растут оптовые цены на СУГ, у розничных продавцов есть два варианта действий — повышать цены или не повышать, сокращая при этом свою прибыль. Что выбирают сети — хорошо известно, они не беспокоятся о стабильности рынка и бесперебойном снабжении потребителей, а следят лишь за собственной прибылью.
 
Нужно также отметить, что те же «СИБУР» и «Газпром» поставляют газ населению по балансовым заданиям, тариф на газ в этом случае устанавливает Федеральная служба по тарифам. Этот тариф, как правило, в два-три раза ниже рыночной цены (с 1 января 2008 г. тонна СУГ будет стоить 4,5 тыс. руб. без НДС). При этом в компаниях отмечают, что зачастую часть балансового газа попадает в коммерческую продажу. Нетрудно посчитать, какую прибыль получают при этом «серые» продавцы. Все это и толкает крупные холдинги на развитие собственной сбытовой сети.
 
Рыночные перспективы
Впрочем, как мы уже отмечали, для самого крупного производителя СУГ в России — «СИБУРа» поставки на внутренний рынок не являются основной задачей. Прежде всего, Холдинг обеспечивает сырьем собственные нефтехимические предприятия. По итогам 2006 г, СИБУР произвел 2,9 млн. т. сжиженных углеводородных газов, что на 2% выше показателя 2005 г. Из них на дальнейшую переработку было отправлено около 55%. Остальное, примерно в равной пропорции, «СИБУР» поставил на экспорт по балансовым заданиям и на внутренний коммерческий рынок, где СУГ используется для коммунально-бытовых нужд и в качестве топлива для автотранспорта. Экспорт для «СИБУРа» является балансирующей статьей и по выручке, и по реализации. Так, если вдруг образуются излишки СУГ на внутреннем рынке, то они отправляются на экспорт.
 
Всего в России в 2006 г. было произведено 9,4 млн. т. сжиженных газов. Таким образом, доля «СИБУРа» составила 31%. Другими крупнейшими производителями СУГ являются «Газпром», ЛУКОЙЛ и ряд других компаний. В коммерческом секторе лидером является «Газпром» и ЛУКОЙЛ. Доля «СИБУРа» — около 25%. Общее количество АГЗС в РФ — около 2000. Основная доля газозаправочных станций приходится на Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Рыночная сеть увеличивается, рост сети составляет 10% в год.
 
Внутри страны потребляется более 80% СУГ, из которых поставки по регулируемым ценам составляют около 15%. Примерно 45% произведенной продукции поставляется нефтехимическим предприятиям. Эксперты оценивают рост потребления СУГ в стране примерно в 5% в год. Это соответствует мировой тенденции. С 1990 по 2005 г. потребление сжиженных газов в мире выросло на 40% и составило около 210 млн. т в год. Ожидается, что к 2020 г. мировое потребление СУГ достигнет 300 млн. т. Производство СУГ в России достигнет 12 млн. т.
 
Почти все отечественные производители планируют наращивать производство СУГ. В «СИБУРе» считают, что производство будет расти плавно, следуя за ростом спроса. В то же время, учитывая большое количество реализуемых проектов в нефтехимии («СИБУР» планирует построить несколько новых производств), к 2010 г. может возникнуть некоторый дефицит сжиженного газа.
 
Впрочем, если в компании сумеют реализовать все проекты в области утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), то дефицита не будет. Тем более что государство поставило перед нефтегазовыми компаниями задачу довести в указанные сроки процент утилизации ПНГ до 95%. ТНК-ВР и «Газпромнефть» уже создали с «СИБУРом» совместные предприятия по переработке попутного газа, в рамках которых будут расширены действующие мощности и построены новые. Решается вопрос о создании совместного предприятия с компанией «Роснефть».
 
Проблемой остается продажа сжиженного газа по регулируемым ценам. Но и здесь есть подвижки. Правительством принята концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд населения, которая предусматривает поэтапную либерализацию оптовых и розничных цен на сжиженный газ, использующийся населением для бытовых нужд. Кроме того, в течение трех лет (2008-2010 гг.) планируется поэтапное выведение уровня регулируемых оптовых цен на сжиженный газ, используемый населением для бытовых нужд, на уровень рыночных цен с последующей либерализацией данного сектора. Правительство также рассматривает возможность организации биржевых торгов сжиженным газом. Все это должно сделать этот сектор более прозрачным, конкурентным и привлекательным для инвесторов.
 
СУГ производится на ГПЗ, НПЗ и НХК. Переработку первичного сырья осуществляют нефтехимические компании, НПЗ и ГПЗ.
Доля производства распределяется следующим образом: ведущими производителями СУГ в России являются ГПЗ, на их долю приходится около 46%, доля нефтехимических производств составляет 39 %, НПЗ — 15%.
Переработку вторичного сырья и производство из него сжиженного углеводородного газа осуществляют НХК, имеющие центральные газофракционирующие установки (ЦГФУ), и ГПЗ, имеющие ГФУ.

Транспортировка СУГ в России осуществляется тремя видами транспорта:
- железнодорожным (вагон-цистерны и танк-контейнеры);
- трубопроводным (межзаводские продуктопроводы);
- автомобильным (газовозы и танк-контейнеры). В последнее время все большую популярность приобретает перевозка СУГ в танк-контейнерах. Это объясняется сокращением логистического плеча при сохранении гарантированного качества производителя.

По материалам журнала «Газовый бизнес», ноябрь-декабрь 2007