Программа по развитию собственной сети розничных продаж сжиженного углеводородного газа компании СИБУР (ранее сообщалось, что ее должны были принять до конца 2007 г.) предполагает создание сети заправок в России для прямой реализации газомоторного топлива потребителям. Компания рассчитывает на плавное увеличение объемов реализации сжиженного газа на внутреннем рынке и сохранение на нем своих лидирующих позиций. Желанная розница В «СИБУРе» пока не сообщают, в каких регионах начнется создание сети и сколько денег будет на это потрачено. Сейчас соответствующие предложения рассматривает инвестиционный комитет компании. Холдинг, по всей видимости, не будет выделять какой-то один способ создания розничной сети — строительство, покупку или аренду. Скорее всего, компания станет работать по всем направлениям. Поставками сжиженного газа занимается «дочка» холдинга — «Сибур — Газсервис». Следует отметить, что о намерении расширять розничную сеть ранее заявляли и другие участники российского рынка СУГ. Так, ОАО «Газэнергосеть» (ГЭС), входящее в группу «Газпром», в информационном меморандуме к облигационному займу весной этого года сообщало, что планирует увеличить сеть своих заправочных станций в ближайшие 2-2,5 года (на начало 2007 г. в собственности компании было 43 АГЗС). «ГЭС» продает сжиженный газ, произведенный предприятиями «Газпрома». Интерес крупных производителей СУГ к рознице объясняется не только желанием увеличить свой доход от реализации. Как пояснил представитель одной из компаний, сейчас из-за отсутствия у производителей своих сетей существует диктат покупателя (владельца розницы). Из-за чего на рынке возникают конфликтные ситуации. В августе-сентябре этого года в некоторых регионах России заговорили о дефиците газомоторного топлива и небывалом росте цен. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку причин роста цен. Розничные торговцы утверждали, что вынуждены повышать расценки, поскольку производители делают то же самое. Производители на претензии в свой адрес возражают: рост цен в августе-сентябре — это сезонный фактор, поскольку в эти месяцы возникает пик спроса. После его прохождения цены начинают снижаться. В 2007 г. ситуация усугубилась тем, что на одном из ГПЗ «СИБУРа» произошла авария, и Холдинг был вынужден закупать дорогое сырье на стороне. Соответственно в пик сезона, когда растут оптовые цены на СУГ, у розничных продавцов есть два варианта действий — повышать цены или не повышать, сокращая при этом свою прибыль. Что выбирают сети — хорошо известно, они не беспокоятся о стабильности рынка и бесперебойном снабжении потребителей, а следят лишь за собственной прибылью. Нужно также отметить, что те же «СИБУР» и «Газпром» поставляют газ населению по балансовым заданиям, тариф на газ в этом случае устанавливает Федеральная служба по тарифам. Этот тариф, как правило, в два-три раза ниже рыночной цены (с 1 января 2008 г. тонна СУГ будет стоить 4,5 тыс. руб. без НДС). При этом в компаниях отмечают, что зачастую часть балансового газа попадает в коммерческую продажу. Нетрудно посчитать, какую прибыль получают при этом «серые» продавцы. Все это и толкает крупные холдинги на развитие собственной сбытовой сети. Рыночные перспективы Впрочем, как мы уже отмечали, для самого крупного производителя СУГ в России — «СИБУРа» поставки на внутренний рынок не являются основной задачей. Прежде всего, Холдинг обеспечивает сырьем собственные нефтехимические предприятия. По итогам 2006 г, СИБУР произвел 2,9 млн. т. сжиженных углеводородных газов, что на 2% выше показателя 2005 г. Из них на дальнейшую переработку было отправлено около 55%. Остальное, примерно в равной пропорции, «СИБУР» поставил на экспорт по балансовым заданиям и на внутренний коммерческий рынок, где СУГ используется для коммунально-бытовых нужд и в качестве топлива для автотранспорта. Экспорт для «СИБУРа» является балансирующей статьей и по выручке, и по реализации. Так, если вдруг образуются излишки СУГ на внутреннем рынке, то они отправляются на экспорт. Всего в России в 2006 г. было произведено 9,4 млн. т. сжиженных газов. Таким образом, доля «СИБУРа» составила 31%. Другими крупнейшими производителями СУГ являются «Газпром», ЛУКОЙЛ и ряд других компаний. В коммерческом секторе лидером является «Газпром» и ЛУКОЙЛ. Доля «СИБУРа» — около 25%. Общее количество АГЗС в РФ — около 2000. Основная доля газозаправочных станций приходится на Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Рыночная сеть увеличивается, рост сети составляет 10% в год. Внутри страны потребляется более 80% СУГ, из которых поставки по регулируемым ценам составляют около 15%. Примерно 45% произведенной продукции поставляется нефтехимическим предприятиям. Эксперты оценивают рост потребления СУГ в стране примерно в 5% в год. Это соответствует мировой тенденции. С 1990 по 2005 г. потребление сжиженных газов в мире выросло на 40% и составило около 210 млн. т в год. Ожидается, что к 2020 г. мировое потребление СУГ достигнет 300 млн. т. Производство СУГ в России достигнет 12 млн. т. Почти все отечественные производители планируют наращивать производство СУГ. В «СИБУРе» считают, что производство будет расти плавно, следуя за ростом спроса. В то же время, учитывая большое количество реализуемых проектов в нефтехимии («СИБУР» планирует построить несколько новых производств), к 2010 г. может возникнуть некоторый дефицит сжиженного газа. Впрочем, если в компании сумеют реализовать все проекты в области утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), то дефицита не будет. Тем более что государство поставило перед нефтегазовыми компаниями задачу довести в указанные сроки процент утилизации ПНГ до 95%. ТНК-ВР и «Газпромнефть» уже создали с «СИБУРом» совместные предприятия по переработке попутного газа, в рамках которых будут расширены действующие мощности и построены новые. Решается вопрос о создании совместного предприятия с компанией «Роснефть». Проблемой остается продажа сжиженного газа по регулируемым ценам. Но и здесь есть подвижки. Правительством принята концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд населения, которая предусматривает поэтапную либерализацию оптовых и розничных цен на сжиженный газ, использующийся населением для бытовых нужд. Кроме того, в течение трех лет (2008-2010 гг.) планируется поэтапное выведение уровня регулируемых оптовых цен на сжиженный газ, используемый населением для бытовых нужд, на уровень рыночных цен с последующей либерализацией данного сектора. Правительство также рассматривает возможность организации биржевых торгов сжиженным газом. Все это должно сделать этот сектор более прозрачным, конкурентным и привлекательным для инвесторов. СУГ производится на ГПЗ, НПЗ и НХК. Переработку первичного сырья осуществляют нефтехимические компании, НПЗ и ГПЗ. Доля производства распределяется следующим образом: ведущими производителями СУГ в России являются ГПЗ, на их долю приходится около 46%, доля нефтехимических производств составляет 39 %, НПЗ — 15%. Переработку вторичного сырья и производство из него сжиженного углеводородного газа осуществляют НХК, имеющие центральные газофракционирующие установки (ЦГФУ), и ГПЗ, имеющие ГФУ. Транспортировка СУГ в России осуществляется тремя видами транспорта: - железнодорожным (вагон-цистерны и танк-контейнеры); - трубопроводным (межзаводские продуктопроводы); - автомобильным (газовозы и танк-контейнеры). В последнее время все большую популярность приобретает перевозка СУГ в танк-контейнерах. Это объясняется сокращением логистического плеча при сохранении гарантированного качества производителя. По материалам журнала «Газовый бизнес», ноябрь-декабрь 2007
|