ПИТЕР vs НОВОРОССИЙСК: особенности национальной перевалки


Грузооборот Питерского порта пошел в рост, в то время как Новороссийский «топчется» на показателях 2006 года. По мнению экспертов, его развитие сдерживает тарифная политика.


 

RBCdaily, 25 января 2008

По итогам прошлого года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 9,7%, до 59,5 млн т, в то время как грузооборот Новороссийского порта остался на достигнутых еще в 2006 году 113 млн т. Одна из причин — снижение перевалки нефти в Новороссийске. И если Новороссийский порт не сделает тарифы более приемлемыми, в этом году ситуация не изменится.
Новороссийский порт является крупнейшим в России и входит в десятку крупнейших портов Европы. В порту действует несколько стивидорных компаний, крупнейшая из которых ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). В 2006 году на базе НМТП было создано ОАО «Холдинг НМТП», в состав которого вошли шесть крупнейших стивидорных и сервисных компаний Цемесской бухты. Бенефициарами контрольного пакета акций НМТП являются Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько.
В Большом порту Санкт-Петербург работает несколько десятков стивидорных компаний, крупнейшие из которых контролируемое НЛМК ОАО «Морской торговый порт Санкт-Петербург», принадлежащее НКК ЗАО «Первый контейнерный терминал» и ОАО «Петролеспорт», принадлежащее группе компаний «Н-Транс».
По данным агентства InfraNews, в прошлом году грузооборот Большого порта Санкт-Петербург увеличился на 9,7%, до 59,5 млн т, в то время как грузооборот порта Новороссийск уменьшился на 64,4 млн т и составил 113,5 млн т. Таким образом, питерский порт смог оправиться после прошлогоднего падения: в 2006 году его грузооборот упал на 5,6%, до 54,2 млн т. У Новороссийского порта динамика не столь позитивная — по итогам 2006 года грузооборот порта незначительно (на 0,5%), но возрос.
«Снижение перевалки в Новороссийске вызвано в общем всего одной позицией, но самой важной для порта, нефтью», — сказал РБК daily директор аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. По информации InfraNews, неф¬теналив в Новороссийском порту упал в прошлом году на 1,5%, до 86,6 млн т. «На мой взгляд, причиной снижения перевалки нефти стала тарифная политика порта. В 2007 году порт благодаря повышению тарифов показал рост выручки, но нефтяные компании начали искать другие маршруты для экспорта, основным из которых стал Приморск», — говорит Евгений Шаго. В Приморске в прошлом году грузооборот увеличился на 12,5%, до 74,2 млн т. В НМТП предпочли не комментировать ситуацию в порту.
В то же время, по словам главы агентства InfraNews Алексея Безбородова, питерский порт всегда был лидером по сухогрузам (руда, минеральные удобрения, уголь, кокс и др.). «И скорее всего им останется», — отмечает эксперт. В прошлом году перевалка сухогрузов в Большом порту возросла на 7,1%, до 56,7 млн т.
Причем, по мнению аналитиков, в текущем году ситуация может и не измениться. «Если Новороссийский порт не изменит тарифную политику, я думаю, в 2008 году этот процесс продолжится, а прочие грузы не смогут компенсировать отток нефти», — считает Евгений Шаго.


Порты подвели итоги
Суммарный грузооборот российских портов в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом на 7,2% и составил свыше 450 млн т. Такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов, сообщает РИА РБК. В частности, в 2007 году было переработано 264,4 млн т наливных грузов (+7,4%) и 186,6 млн т (+7%) сухих грузов. Грузооборот морских портов Северо-Западного бассейна в 2007 году увеличился на 9%, до 209,5 млн т, южных портов вырос на 1,3%, до 161,8 млн т. Суммарный грузооборот портов Дальневосточного региона в 2007 году увеличился на 15% и составил 79,7 млн т.

 

www.phosagro.biz