ПРОДАЖИ СИБУРа: «на голову выше конкурентов»


Президент СИБУРа Дмитрий Конов отвечает на вопросы журналистов о стратегии бизнеса, эффективности и перспективах отдельных направлений и проблемах рынка.


 

Накануне Нового года президент ООО ‘‘СИБУР’‘ (управляющей компании ОАО ‘‘СИБУР Холдинг’‘) Дмитрий Конов встретился в Москве с несколькими журналистами, представляющими регионы, где у холдинга есть те или иные активы и ответил на вопросы.

- Что собой представляет сегодня «СИБУР Холдинг»?
- Если смотреть по продажам, то консолидированная выручка холдинга в 2006 году составила 4,48 млрд долларов. Для сравнения скажу, что у «Салаватнефтеоргсинтеза» она была 2,78 млрд долларов, у «Нижнекамскнефтехима» - 1,98 млрд, у «ЕвроХима» - 1,96 млрд. То есть мы на голову крупнее ближайших конкурентов. В 2007 году выручка холдинга будет еще выше - на уровне 5,5 млрд долларов. Не скажу, что это предмет гордости и самоуспокоения - это просто факт, с которым мы сегодня живем. По сравнению с 2003 годом выручка увеличилась вдвое. Можно привести еще одно сравнение: в 2003 году мы сработали с убытком в 2,1 млрд рублей, а 2006-й закончили с чистой прибылью в 21,4 млрд рублей. Доля предприятий СИБУРА по итогам того же 2006 года в российском производстве синтетических каучуков и бутадиена - 51%, полипропилена - 37%, изопрена - 33%, шин - 29%. Одним из основных наших конкурентных преимуществ является интеграция с поставщиками сырья.

- Какого сырья?
- Прежде всего попутного нефтяного газа (ПНГ), который поступает на наши газоперерабатывающие заводы (ГПЗ), расположенные вблизи нефтедобычи.

- Наверное, в поставках сырья основную роль играет ГАЗПРОМ, в структуру которого вы входите?

- Сырье от ГАЗПРОМА составляет только около 20% от общего объема поставок.

- Не может быть!
- Действительно, в 2000-2001 годах поставки ГАЗПРОМА составляли более 50%. Но это уже в прошлом. Сегодня мы плотно работаем с ЛУКойлом, Роснефтью, ТNК-ВР и ‘‘Газпром Нефтью’‘. Продуктом переработки ПНГ является широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), которая в качестве сырья используется в производстве каучуков, пластиков и шин. Если говорить о профильном бизнесе СИБУРа, то это углеводородное сырье, пластики и продукция оргсинтеза, каучуки. Шины и минеральные удобрения на долгосрочную перспективу для нас все же непрофильный бизнес.

- Каковы перспективы развития производства каучуков?
- Этот бизнес для нас останется большим и значительным. Но будет развиваться не так стремительно, как проекты по углеводородному сырью и пластикам.

- Почему?
- Российский рынок каучуков не очень сильно растет. Глобальный рынок тоже не показывает особо высоких темпов. Мощности недозагружены. Мы обратим в этом бизнесе серьезное внимание на эффективность, на производство новых марок. Здесь, конечно, тоже будут инвестиционные проекты, но их масштаб не сравнится с тем, что мы собираемся вкладывать в другие профильные бизнесы.

- Вы сказали, что минеральные удобрения и шины - непрофильные. Какое будущее ожидает эти направления?
- ‘‘СИБУР - Минеральные удобрения’‘ является платформой по консолидации метанольного направления деятельности, мы обладаем определенными навыками в этом бизнесе. Однако в долгосрочной перспективе мы считаем, что данный бизнес перспективнее развивать в рамках самого ГАЗПРОМа, потому что минеральные удобрения производятся из природного газа, с которым СИБУР практически не работает. Что касается шин, то здесь мы были финансово достаточно успешны в последние годы, выведя этот бизнес из убыточного в прибыльный и перспективный. Проводим активную политику по модернизации мощностей и увеличению объемов производства, мы присутствуем в первую очередь в сегменте грузовых шин. Однако в долгосрочной перспективе этот бизнес отличается от остальных наших направлений. Он ближе к конечному потребителю, чем все остальные наши продукты. И мы готовы обсуждать возможность партнерства и другие формы развития этого направления.

- Заместитель гендиректора по стратегическому развитию ‘‘СИБУР-Русские шины’‘ г-н Караваев заявил в интервью ‘‘Коммерсанту’‘, что параллельно с Ярославским шинным заводом, Омскшиной и Резинотехникой будут созданы новые юридические лица - ‘‘ЯШЗ-Инвестиции’‘, ‘‘ОШЗ-Инвестиции’‘ и ‘‘Саранск-Инвестиции’‘, которые станут получателями всех инвестиционных средств вместо первоначальных заводов. А нынешние заводы со временем будут ликвидированы. Как Вы относитесь к этой идее?
- Могу сказать, что ликвидация существующих юридических лиц не входит в сегодняшние планы. Что касается структурирования инвестиций через новые юридические лица - это универсальная форма, которую мы используем везде. Это не зависит ни от площадки, ни от бизнеса. Это зависит от того, что нам кажется более удобным и эффективным. Например, в Тобольске, где мы являемся 100% -ным собственником ‘‘Тобольск - Нефтехима’‘, проект по производству полипропилена реализуется через создание отдельного юридического лица, которому сегодняшняя площадка сдает в субаренду землю, и все инвестиционные потребности по данному проекту, начиная с лицензии, проектирования, найма рабочих и т.д. - осуществляются новым юридическим лицом. Это дает нам возможность сделать прозрачным бюджет для реализации проекта, а значит, более эффективно вкладывать деньги. Соответственно, то, что г-н Караваев говорил об Омске, Ярославле и Саранске отражает то, что мы делаем там, - новые инвестиции, введение новых мощностей. 
 
 
 

Марат Исангазин,
Коммерческие вести – Омск, 16 января 2008

www.sibrustyre.ru