ЭМУЛЬСИОННЫЙ ПВХ: кто займется производством?


К 2020-му г. объем спроса на эмульсионный ПВХ (Э-ПВХ) на российском рынке превысит 200 тыс. т. Желающих удовлетворить этот спрос нет.К 2020 г. можно ожидать объем потребления Э-ПВХ на уровне 200-220 тыс. т. Данный уровень потребления предполагает среднегодовые темпы прироста порядка 10%. Прирост объемов потребления Э-ПВХ будет обеспечиваться, прежде всего, за счет увеличения спроса на линолеум, замещения импорта и роста объемов потребления виниловых обоев, а также различных групп уплотнителей и герметиков.

Несмотря на значительные потребности внутреннего рынка нефтехимикам данное производство не интересно. На сегодняшний день не анонсируется ни одного проекта по созданию нового производства Э-ПВХ. В том числе не предполагается проведение проектов по обновлению производственных линий. Идея такого производства оценивается лишь компанией Solvay. Речь идет об установке мощностью 30 тыс. т в год. Размещаться производство будет в Нижегородской области. Скорее всего, этот проект целиком ориентирован на обслуживание потребностей «Таркетт». Поэтому можно предполагать, что российский рынок эмульсионного ПВХ будет полностью импортозависимым.

 

Почему же нефтехимические компании равнодушны к этому рынку?
Существующие мощности простаивают

В России производством Э-ПВХ занимаются три предприятия ОАО «Химпром» (Волгоград), ООО «Усольехимпром» (Иркутская область), ОАО НАК «Азот» (Тульская область). Совокупные производственные мощности всех предприятий – 73 тыс. т продукции в год. Производство Э-ПВХ запущено на всех предприятиях в 60-ых годах прошлого века, и на сегодняшний день является абсолютно устаревшим.

Отечественное производство Э-ПВХ характеризуется крайне ограниченным марочным ассортиментом. Производство микросуспензионных смол в России вовсе отсутствует.

Объемы производства постоянно снижаются. Уровень загрузки производственных мощностей по предприятиям колеблется от 50% до 70% от номинальных. Причины неполной загрузки, в условиях высокого спроса на продукцию: низкое качество продукции и, соответственно, проблемы со сбытом, а так же физическое устаревание оборудования, усложняющее увеличение объемов производства.

 Производить С-ПВХ – выгодней

Главной причиной отсутствия интереса нефтехимических компаний к производству эмульсионного ПВХ следует считать опережающие темпы роста спроса на суспензионный ПВХ (С-ПВХ), производство которого требуют примерно тех же ресурсов, но при этом объем рынка С-ПВХ в 7,5 раз больше, а темпы роста значительно выше. В результате реализуемых сегодня проектов к 2010 г. производственные мощности С-ПВХ в стране удвоятся. Поэтому, в условиях дефицита на более востребованную продукцию, вряд ли стоит ожидать какого-либо интереса нефтехимиков к производству Э-ПВХ. А такое положение дел сохранится еще минимум лет пять-семь.

 Незначительные объемы рынка

Потребление эмульсионного ПВХ в России является относительно небольшим и однобоким. Производство многих видов продукции из Э-ПВХ либо развито очень слабо, либо отсутствует вовсе. Производство Э-ПВХ в России изначально было ориентировано на изготовление линолеума. Другие сферы переработки Э-ПВХ в России сложно назвать крупно тоннажными. Только в 2005 году в России открылись первые крупные производства виниловых обоев. Другие области переработки Э-ПВХ – производство уплотнителей, герметиков, другой продукции, изготавливаемой методом промазывания, заливки или окунания, - являются в России неразвитыми. Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие сырьевой базы.

Таким образом, в настоящее время наблюдается ситуация «порочного круга». Производство изделий из Э-ПВХ не развито потому, что отсутствует сырьевая база. Нефтехимикам данное производство не интересно потому, что нет потребительского спроса.

 Производство эмульсионного ПВХ актуально уже сейчас

Анализ причин отсутствия интереса к производству эмульсионного ПВХ позволяет сделать выводы о том, что данное направление может являться инвестиционно привлекательным, поэтому делать шаги в этом направлении нужно уже сейчас.

Неразвитость перерабатывающего сектора обусловлена отсутствием сырьевой базы. Появление на рынке внутреннего предложения способно разом пробудить к жизни не только сотни перерабатывающих производств, но и целые отрасли.

 Импортозамещение виниловых обоев

Потенциал спроса на Э-ПВХ связан со значительными возможностями импортозамещения виниловых обоев отечественным производством, а так же с переходом производителей виниловых обоев расположенных в России на закупки Э-ПВХ. Однако в этом сегменте значительным ограничителем роста объемов переработки выступает отсутствие в России свободных объемов качественного Э-ПВХ российского производства. Это существенно ограничивает как выгоду от развития собственного производства виниловых обоев в России с целью импортозамещения, так и от импорта производителями Э-ПВХ в первичной форме. Тем не менее, мы прогнозируем значительный рост объемов переработки в этом сегменте. Причем рост скорее придется на период, начиная с 2007 года. В настоящее время, не смотря на зависимость российского рынка от импортных поставок, спрос на виниловые обои растет на 25-30% в год. Это притом, что сдерживающим фактором является отсутствие внутреннего предложения.

 Развитие производств уплотнителей, прокладок

В передовых странах на долю прочей продукции (уплотнители, прокладки, сепараторы) приходится до 25% всего потребления Э-ПВХ. В России она составляет всего чуть более 5%. В перспективе этот сегмент будет расти. Однако этот сегмент больше остальных подвержен влиянию рынков заменяющего сырья (в первую очередь С-ПВХ). При общем дефиците С-ПВХ в России, наблюдается некоторый излишек марок С-ПВХ со значением константы Фикентчера порядка 70, которые предназначены для производства пластифицированных изделий и, соответственно, в первую очередь, являются конкурентами Э-ПВХ. Значительный рост потребления С-ПВХ в сегменте уплотнителей и прокладок отмечается производителями кабельных пластикатов (пластифицированного С-ПВХ).

Динамично развивается ключевое направление переработки эмульсионного ПВХ – производство линолеума. Высокие темпы роста сохранятся в данной отрасли еще очень многие годы. Огромный потенциал для российского рынка лежит в освоении производства полукоммерческого и коммерческого линолеума.

Таким образом, даже в условиях отсутствия внутренней сырьевой базы спрос на Э-ПВХ будет расти значительными темпами. Как говорилось в начале статьи, к 2020 году спрос на Э-ПВХ составит 220 тыс. т. Конечно, в этих условиях желающих организовать производство данного полимера будет предостаточно. Скорее всего, ими будут все действующие производители как суспензионного, так и эмульсионного ПВХ. Скорее всего, задумаются о возможности данного производства они тоже одновременно. В выгодном положении окажется тот, кто первым организует производство Э-ПВХ. А актуальным производство данного вида сырья, в принципе, является уже сейчас. Стоит полагать, что при выводе на рынок современного производства Э-ПВХ, оно тут же заместит тот объем, который покрывается действующими производствами. Плюс к этому стоит рассчитывать на значительный объем новых производителей, которые выйдут на рынок, ориентируясь на новое сырье.

При планировании производства стратегически важным решением является определение марочной структуры будущего производства. Она должна быть более диверсифицированной, нежели у действующих производителей. В будущем спрос на Э-ПВХ будет формироваться не только производителями линолеума, но и производителями виниловых обоев, уплотнителей.

О неудовлетворенности российского спроса на Э-ПВХ свидетельствует постоянный рост импортных поставок. Объемы совокупного импорта эмульсионного и микросуспензионного ПВХ из года в год стабильно растут, в среднем порядка 25% или 6 тыс. т в год. В 2005 году объем импорта достиг 35,3 тыс. т, или 53,4% от потребляемого в России.

 Мировое потребление эмульсионного ПВХ на сегодняшний день составляет 2,1 млн. т/год. До 2009 г. производственные мощности по выпуску эмульсионного ПВХ увеличатся на 300 тыс. т. Основным сегментом потребления Э-ПВХ на мировом рынке являются производители линолеума, на них приходится порядка 35%. На производство искусственных кож приходится 25%. Производители виниловых обоев занимают 15% рынка, остальное приходится на производство уплотнителей, сепараторов, герметиков и пр.Подробнее о текущем и потенциальном спросе на эмульсионный ПВХ, текущих и потенциальных потребителях можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок эмульсионного ПВХ в России». 
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков, www.akpr.ru