НОВЫЕ «ШИННЫЕ» СТРАТЕГИИ


На российском шинном рынке может появиться новый крупный игрок: в настоящее время идут переговоры о «возможном партнерстве» Amtel-Vredestein и СИБУР–РШ, что не исключает слияния активов. Аналитики оценивают потенциальную рыночную долю объединенной компании в ~60%. Пока решаются стратегические вопросы, предприятие «Амтела» - Кировский шинный завод – испытывает дефицит сырья…


 

Ведомости: Шинный холдинг Amtel-Vredestein сообщил о начале переговоров с "Сибур Холдингом" о возможном объединении с его шинной "дочкой" - "Сибур - Русские шины".

В результате сделки "СИБУР" может стать одним из крупнейших акционеров объединенной компании, говорится в сообщении Amtel-Vredestein на сайте Лондонской фондовой биржи. "О том, чтобы "СИБУР" выкупил доли акционеров Amtel-Vredestein, сейчас речи нет, - объясняет замгендиректора Amtel-Vredestein Николай Халько. - Но Amtel-Vredestein может провести допэмиссию, которую "СИБУР" оплатит акциями "СИБУР - Русские шины". В том же сообщении для биржи говорится, что Альфа-банк и "СИБУР" намерены предоставить краткосрочное финансирование одной из компаний Amtel-Vredestein.

"СИБУР Холдинг" подтвердил, что ведет предварительные переговоры с Amtel-Vredestein, но никаких договоренностей пока нет. Сделка будет зависеть от реструктуризации задолженности Amtel-Vredestein", -  подчеркивает представитель "Сибура" Рашид Нуреев.

Долги Amtel-Vredestein на конец сентября прошлого года приблизились к $870 млн, около половины - краткосрочные. На днях компания предупредила о риске перебоев в поставках, объяснив его сложностями с рефинансированием краткосрочного долга, финансированием оборотного капитала и капиталовложений. По словам Нуреева, Amtel-Vredestein обратилась к "СИБУРУ" с просьбой о выделении дополнительных товарных кредитов. "Речь идет о возможных поставках сырья на предприятия Amtel-Vredestein, - уточнил он. - Но решение о предоставлении такого рода финансирования пока не принято и будет зависеть от предложенного Amtel-Vredestein обеспечения."

Детали возможной сделки представители обеих компаний вчера раскрыть отказались. Источник, близкий к одной из сторон переговоров, рассказал, что консультантом Amtel-Vredestein выступит Rotschild, а "CИБУРа" может стать Morgan Stanley (оба предполагаемых консультанта отказались от комментариев).

Получить комментарии представителей "Альфа-групп" и Temasek (контролируют более 25% Amtel-Vredestein) вчера не удалось. Но источник, близкий к "Альфе", сообщил, что группа поддерживает возможную сделку с "СИБУРом".

Объединенная компания займет около 60% российского шинного рынка, а ее оборот составит $1,5-2 млрд, говорит аналитик "Тройки диалог" Геннадий Суханов. "СИБУР - Русские шины" он оценивает примерно в $500 млн, Amtel-Vredestein - в $150-200 млн с учетом долга (вчера капитализация последней на LSE составляла $173,9 млн). Аналитик Deutsche Bank Елена Сахнова оценивает "CИБУР - Русские шины" примерно в $640 млн и считает, что при слиянии доля "Сибура" в объединенной компании может составить около 79%.


 

Анжела Сикамова, Ирина Малкова

 


 

КоммерсантЪ: Amtel-Vredestein предлагает СИБУРу объединить шинный бизнес

Шинный холдинг Amtel-Vredestein сделал предложение о слиянии с ОАО "СИБУР - Русские шины". В результате в России может появиться шинная компания стоимостью $900 млн, которая станет лидером в производстве легковых и грузовых шин. Аналитики считают сделку более выгодной для Amtel-Vredestein, чьи долги будут велики даже для объединенной компании.

Amtel-Vredestein сообщил, что "начал предварительные консультации с владельцем ОАО "СИБУР - Русские шины" (СИБУР-РШ) о возможном партнерстве в развитии шинного бизнеса. В результате этих переговоров, пояснили в Amtel-Vredestein, СИБУР может стать одним из крупнейших акционеров объединенной компании, которая будет создана на базе Amtel-Vredestein и СИБУР-РШ. Кроме того, Amtel-Vredestein обратился к СИБУРу с просьбой предоставить "краткосрочное финансирование". Что это за кредиты, в холдинге не пояснили.

В СИБУРе "Ъ" подтвердили, что получили предложение о партнерстве от Amtel-Vredestein, и уточнили, что Amtel-Vredestein обратился к ним "за товарным кредитом". Решение о его выделении не принято, подчеркнули в СИБУРе. В обеих компаниях также подчеркнули, что их переговоры могут ничем не окончиться.

По словам собеседника "Ъ", близкого к топ-менеджменту СИБУРа, Amtel-Vredestein обратился к СИБУРу с просьбой поставить на его российские заводы синтетический каучук (сырье для выпуска шин, которое занимает до 50% в себестоимости). "Этот вопрос необходимо решить в течение недели, иначе есть риск остановки ряда заводов Amtel-Vredestein", - сказал он. Если СИБУР примет решение о выделении кредита, то его объем "составит несколько десятков миллионов долларов, и этого хватит на несколько недель". В Amtel-Vredestein риск остановки производства не подтвердили, однако в среду холдинг сообщал, что есть риск возникновения проблем с поставщиками.

По словам источников "Ъ"‘ в Amtel-Vredestein, предварительные переговоры между Amtel-Vredestein и СИБУРом начались еще осенью 2007 года. Но наблюдательный совет Amtel-Vredestein одобрил их только на прошлой неделе. Теперь стороны подпишут соглашение о конфиденциальности и начнут взаимную оценку. Собеседники "Ъ" в Amtel-Vredestein говорят, что она займет не менее двух месяцев. То, как может быть структурирована возможная сделка, а также распределение долей акционеров в ней пока не определено. Но во вчерашнем пресс-релизе Amtel-Vredestein сообщил, что может провести допэмиссию в пользу СИБУРа.

Сейчас крупнейшим акционером Amtel-Vredestein является Альфа-банк (26%), остальные акции распылены среди инвестфондов и частных инвесторов. Останется ли банк акционером Amtel-Vredestein в результате сделки с СИБУРом, неизвестно: в Альфа-банке вчера не смогли соединить с управляющим директором Рафаэлем Нагапетянцем, который возглавляет совет директоров шинного холдинга. По мнению аналитика ИФД   "Капиталъ" Виталия Крюкова, Альфа-банку нет смысла оставаться акционером объединенной компании.

Капитализация Amtel-Vredestein в Лондоне вчера составляла $166 млн. Стоимость СИБУР-РШ ни один из опрошенных "Ъ" аналитиков оценить не взялся, поскольку компания не публиковала МСФО. По словам источника "Ъ" в СИБУР-РШ, выручка компании сейчас превышает $1 млрд, а EBIDTA составляет около $100 млн. Если эти цифры верны, говорит Виталий Крюков, то СИБУР-РШ стоят около $700 млн. Это значит, что объединенная компания будет стоить около $900 млн, а Альфа-банк, доля которого в Amtel-Vredestein сейчас оценивается всего в $43 млн, сможет претендовать в ней лишь на миноритарный пакет. "Вряд ли Альфа-банк захочет доплачивать $180 млн, чтобы получить блокпакет в компании",- считает господин Крюков.

Таким образом, в России может появиться крупнейший объединенный производитель грузовых и легковых шин. Исходя из собственных оценок СИБУР-РШ, доля компании в сегменте грузовых и индустриальных шин составляет более 40%, легковых - порядка 20-25%. У Amtel-Vredestein, наоборот, доля в продажах легковых шин в России достигает 40%. Виталий Крюков прогнозирует EBIDTA Amtel-Vredestein по итогам 2007 года на уровне $70-80 млн, то есть EBIDTA объединенной компании будет на уровне $170-180 млн. "Отношения долга Amtel-Vredestein к такой EBIDTA составит 5,1. Это не лучший, но не критичный показатель", - говорит аналитик. Он считает, что сделка выгодна, в первую очередь, Amtel-Vredestein, а СИБУРу над ней "стоит подумать". Андрей Никитин из ИК "Уралсиб" отмечает, что по итогам 2006 года Amtel-Vredestein "уже нарушил ковенанты по кредитам и близок к банкротству". 
 
 

Дмитрий Беликов

 

Вятский наблюдатель: Кировский шинный на грани остановки

Пока решается вопрос о передаче холдинга "Амтел" под контроль газпромовского СИБУРА, на предприятии возникает дефицит сырья.

ОАО "Амтел-Поволжье" (Кировский шинный завод), входящий в шинный комплекс Amtel-Vredestein, может прекратить работу по причине отсутствия сырья. Его собственных запасов сырья хватит на меньше чем на месяц. Об этом "Наблюдателю" сообщил источник в компании.

По версии источника, нехватка сырьевой базы для изготовления шин образовалась в результате задолженности одному из крупнейших поставщиков завода - ОАО "СИБУР". По словам собеседника, речь идет о суммах в сотни миллионов рублей.

В конце августа прошлого года основатель шинного холдинга Amtel-Vredesteinа Судхир Гупта сократил свою долю в компании почти до 10%. И с тех пор главным акционером шинного холдинга (на 26%) стали близкие к Виктору Вексельбергу структуры группы "Альфа" (остальные ценные бумаги распределены между инвестфондами и частными инвесторами). При этом общая сумма кредитов, которая "висела" на кировском заводе с 2006 года и составляющая, по оценке миноритарных акционеров, от 600 до 800 млн. евро, до сих пор существенно не сокращена.

По словам источника на заводе, с приходом "Альфы" к управлению предприятием какие-то изменения к лучшему произошли. Однако ожидаемых инвестиционных вливаний на КШЗ так и не дождались. В конце концов, как утверждает наш собеседник из топ-менеджмента предприятия, оказалось, что "Альфа" не справляется с управлением непрофильным для нее бизнесом. И поэтому в самых высоких московских кругах начали обсуждать вопрос о переходе завода под контроль СИБУРа.

Акции компании Amtel-Vredestein, куда входит и Кировский шинный завод, предлагались СИБУРу еще летом прошлого года. Но в итоге были приобретены "Альфой". Теперь переговоры с дочерней структурой "Газпрома" возобновились. На прошлой неделе Amtel-Vredestein сделал предложение о слиянии с ОАО "СИБУР-Русские шины". В пресс-релизе компании говорится о начавшихся предварительных консультациях с владельцами ОАО "СИБУР-Русские шины" (СИБУР-РШ) о возможном партнерстве в развитии шинного бизнеса. При их положительном исходе СИБУР может стать одним из крупнейших акционеров компании, которая может появится на базе Amtel-Vredestein и СИБУР-РШ. При этом Amtel-Vredestein обратился к СИБУРу с просьбой поставить на заводы синтетический каучук (сырье для выпуска шин, которое занимает до 50% в себестоимости). Что касается Кировского шинного завода, то эту проблему необходимо решить в самые ближайшие дни. Иначе завод остановится.

Пока нет данных о том, решится ли СИБУР на такой товарный кредит. По словам источника на заводе, эта компания, напротив, может пойти на обострение ситуации на заводах, принадлежащих "Альфа-групп", - с тем, чтобы "сбить цены на покупаемые заводы". Собеседник предполагает, что, скорее всего, СИБУР выкупит заводы шинного холдинга за долги через процедуры банкротства (будут выкупать имущественный комплекс, а долги оставлять на банкротящихся структурах "Амтела"). Пресс-служба Amtel-Vredestein допускает, что для вхождения СИБУРа в бывший бизнес Судхира Гупты будет сделана допэмиссия акций холдинга. При этом на переговоры уйдет не меньше двух месяцев. 


 
Ирина Ростова

По материалам:
«Ведомости», «КоммерсантЪ», «Вятский наблюдатель»
(1-7 февраля 2008)