ИНДУСТРИЯ ТЕРМОФОРМОВАНИЯ и ГЛОБАЛИЗАЦИЯ


Проблемы, с которыми в настоящее время начинает сталкиваться американская индустрия пластиков, через несколько лет коснутся и Россию. Что ожидает отечественных переработчиков пластмасс и как реагировать на глобальные изменения, можно ответить, анализируя текущую ситуацию в США.


 

Термоформовщики США ощущают конкурентное давление со стороны зарубежных производителей на самых различных уровнях. Формовщики применений большого размера для электронной, медицинской и телекоммуникационной отраслей сталкиваются с ограниченной угрозой из-за громоздкости выпускаемых деталей и стоимости их транспортировки через океан. А компании, которые формуют детали небольшого размера и одноразового упаковочного типа испытывают жесткую конкуренцию со стороны иностранных экспортеров. Последней тенденцией в этой области стало перемещение формовщиков небольших деталей из США за границу вслед за их заказчиками.
 

Следовать за заказчиками?
Крупносерийное производство упаковки малой толщины для потребительских товаров, таких как на демонстрационных стендах  в точке продажи (POP), стало областью проникновения для зарубежных компаний, которые действует под воздействием ценового давления со стороны сетевых систем розничных продаж, таких как WalL-Mart и Home Depot. Как отмечает Джим Троун, президент компании Sherwood Technologies Inc.,  Дьюндин, Флорида, импорт блистерных упаковок, двухстворчатых упаковок и прочей упаковки стал препятствием для роста для производителей из США во всех потребительских сегментах, кроме рынков пищевых продуктов и фармацевтических товаров.
И вот теперь многие производители из США перебираются за рубеж, оставляя при этом термоформовщиков в крайне неудобном положении. “Они говорят, ‘упаковывайте для нас за границей, или мы найдем себе кого-нибудь там’”, - говорит Троун. Он также добавляет, что в этих регионах с низкими затратами теперь предлагают оборудование и материалы более высокого качества, а это может положительно повлиять на решение переработчика о перенесении производства.

Упаковка небольших размеров давно находится под ударом заокеанских конкурентов. Некоторые компании по термоформованию из США, такие как Placon, были вынуждены открыть предприятия в регионах с более низкими затратами.


Находящаяся в частной собственности Placon Corp., формовшик изделий небольших размеров с оборотом $100-миллионов из Мэдисона, Висконсин, почувствовала на себе проблемы, связанные с тем, что ее основные клиента покидали США. В 2004 г. Placon решилась открыть предприятие в Китае для производства упаковки для продуктов розничной торговли, таких как аппаратное оборудование и рыболовные снасти, которые экспортируются в США. “Это было сделано, чтобы защитить себя, но мы знали, что, если мы не поедем в Китай, наш бизнес здесь будет и дальше идти ко дну”, - говорит президент и глава Джен Эккер. Китайское предприятие, на котором 30 сотрудников, производит упаковку для розничных товаров для США, а также упаковку для пищевых продуктов для местного китайского рынка.
Эккер считает, что такие “оборонительные” действия имеют также проактивные преимущества, поскольку они позволили Placon оказаться на пороге огромного нового рынка. И все же он считает, что термоформовщикам надо крепко подумать прежде, чем делать это, и убедиться, что такое решение будет стратегическим для их бизнеса. “Вы не должны считать, что Вы обязаны следовать за клиентом за границу. Убедитесь, что Вам есть, что предложить на рынке”, - говорит Эккер.

Находящаяся в частной собственности Prent Corp., Дженесвилль, Висконсин, производитель жестких упаковочных поддонов для медицинской, электронной и потребительской отраслей, почувствовала лишь некоторую угрозу со стороны конкурентов из-за океана. Тем не менее, перенос производителями электроники своего производства из США на Дальний Восток заставил Prent развернуть производство в Китае и Малайзии. По мнению старшего вице-президента по продажам Джеймса О’Дирно, дешевая упаковка является Ахиллесовой пятой термоформовщиков небольших деталей из США, которым приходится приспосабливаться к постоянно изменяющимся глобальным потребностям в поставках за счет поиска ниш и высокотехнологичных применений. Так, например, формовщиков небольших изделий практически не задевают заморские конкуренты на рынках пищевых продуктов и фармацевтических товаров из-за того, что на этих рынках требуется скорость поставки на рынок и быстрое обучение для того, чтобы соответствовать надзорным требованиям.
 

В области крупных изделий угроза невелика
Глобальное окружение термоформовочных компаний, производящих крупную продукцию, значительно менее агрессивное, давление со стороны заокеанских производителей сосредоточено на области производства менее сложных деталей, таких как крупносерийно производимые крышки или оболочки для инкапсуляции электронных деталей. Мелкосерийное производство крупных и сложных деталей, транспортировка которых дорого обходится, в основном, недосягаемо для оффшорных компаний. В результате, ни у одной из компаний, занимающихся горячим формованием, которые мы опрашивали для целей данной статьи, нет предприятий за пределами США.
Некоторое давление со стороны азиатских производителей ощущается опосредованно из областей функционирования ряда технологий, таких как литьевое формование, создание конструкционных пенопластов, и реактивное литьевое прессование полиуретана, в которых заокеанские обработчики уже начинают приобретать некоторый опыт. “Такие обработчики внедряются на рынок горячего формования Северной Америки”, - говорит Хейдн Форвард, вице-президент по продажам компании Specialty Manufacturing Inc., компании с оборотом $7 миллионов из Сан Диего, которая занимается формованием крупных деталей. Специализируясь на небольших партиях (1500 деталей или менее в год), Specialty Manufacturing производит сложные детали с жесткими допусками, изготавливать которые нельзя будет быстро научиться конкурентам из-за рубежа. Хэйдн говорит, что одним из положительных воздействий так называемой “китайской угрозы” стало то, что его компания стала обращать внимание на принципы экономного производства, которые позволяют исключить образование отходов, повысить качество и снизить общие затраты.
Другой занимающейся промышленным формованием компанией является Freetech Plastics, Фримонт, Калифорния, которая производит сложные и декорированные футляры и корпуса для телекоммуникационной отрасли. Президент Ричард Фриман считает, что существует некоторое ограниченное давление со стороны азиатских производителей при производстве дешевых деталей, таких как крышки из ABS и PC. Тем не менее, у его компании есть своя ниша, за которой пожелают охотиться немногие заокеанские компании, из-за того, что это мелкосерийное производство, требующее высокой точности. Фримен и другие сходятся в том, что производство с низкими затратами в таких регионах, как Китай, сосредотачивает свои усилия на изделиях крупносерийного производства и с небольшой сложностью.
Некоторые компании, такие как Universal Plastics, Холиоке, Массачусетс, потеряли свой бизнес из-за переезда на Дальний Восток крупных производителей, которые были их заказчиками, в основном, в области электроники. Но после того, как были утрачены некоторые избранные применения, такие как мелкие и среднего размера упаковки и крышки, Universal широко развернула производство крупных деталей. Как рассказывает президент компании Джо Питерс, по иронии судьбы, компания даже экспортирует крупные и сложные электронные и электрические корпуса в Китай, поскольку производители не могут найти там местного поставщика.
По мнению Питерса, небольшие компании, подобные Universal, могут противостоять оффшорной конкуренции за счет концентрации внимания на продуктах со стоимостью, добавленной обработкой, которые производятся небольшими или средними партиями. “Заказы на изготовление крупных деталей вряд ли дадут поставщикам, расположенным далеко, потому что, в случае возникновения проблемы, заказчик не может позволить себе ждать”, - поясняет он.
По словам Брайана Рея, президента Ray Products Inc., Онтарио, Калифорния, еще одним дифференцирующим фактором может стать технология. В прошлом году компания запустила крупнейшую на западе США ротационную установку горячего формования. У нее формовочный участок 10 x 18 футов, и она позволит Ray Products получать заказы на крупные сверхгабаритные применения, которыми могут заниматься очень немногие зарубежные или отечественные обрабатывающие компании.


О том, в каких регионах актуальна организация производств кондитерских контейнеров – в отчете маркетингового исследования «Рынок кондитерских контейнеров в России» и «Анализ спроса на БОПС ленту на российском рынке».

 


Джозеф A. Грэнд, старший редактор