«УМНАЯ» УПАКОВКА СОВЕРШАЕТ РЕВОЛЮЦИЮ


«Умная» упаковка не только защищает и демонстрирует содержание. В ней заложено гораздо больше возможностей, чем простая печатная информация и штрихкоды. Находясь на начальной стадии развития, умная упаковка уже спасает жизни, предотвращает заболевания, снижает уровень затрат, ошибок и преступлений, дает новую жизнь брендам. Со стороны поставщиков упаковок было бы неразумно игнорировать возможности умной упаковки, так как она является основным средством избежать «коммодитизации» - обезличивания товаров, стирания брендов.


 

Электронная, электрическая, механическая или химическая
Умная упаковка может быть электронной, электрической, механической или химической. Умной может стать первичная, вторичная или третичная упаковка. С помощью умной упаковки продукт способен выполнять несколько дополнительных функций, как, например, контейнер дезинфицирующего средства Harpic PowerJet, разработанный в 2003 году компанией Reckitt Benkiser, который устраняет засор раковины – комбинация механических и химических технологий.

Укрепление бренда
Умная упаковка может существенно расширить возможности продукта, как, например, пластиковая банка для лекарства, которая напоминает потребителю о необходимости приема лекарства и записывает дозу и время приема. Шведская компания Cypak, датская B & O и канадская Information Mediary могут с успехом продемонстрировать свои достижения в этой области. Такие упаковки повышают надежность испытаний лекарственных препаратов и получают все более широкое применение по мере снижения их стоимости.

При введении жидкого лекарства из «умного» трансдермального пластыря отсутствуют потери, возникающие при переливании препарата из приобретенной упаковки в механизм доставки. В умных трансдермальных пластырях компании Alza and Power Paper установлена мини батарейка для безболезненной доставки лекарства через кожу при помощи электричества.

Диагностика и активная консервация
Существуют упаковки, которые предупреждают о наличии болезнетворных микроорганизмов, даже конкретных бактерий и, на уровне эксперимента, вирусов. Другие упаковки только впускают и выпускают определенных газы, сохраняя таким образом пищевые продукты.

Говорящие упаковки спасают жизни
Подарочные упаковки способны записывать ваш голос и передавать сообщение получателю. Некоторые американские фармацевтические предприятия устанавливают под текстом печатной инструкции к лекарственному препарату радио метку для людей с ослабленным зрением: благодаря компании EnvisionAmerica, пациент, удерживая устройство возле себя, может прослушать весь текст инструкции. По мере снижения цен, такие умные упаковки и аксессуары могут принести пользу многим людям.

Со временем появится большое количество упаковок, сообщающих необходимую информацию при простом прикосновении к ним. По оценкам Национального института слепых Великобритании инвалиды по зрению составляют 20% населения страны. По данным другого исследования 100 миллионов американцев испытывают трудности при чтении инструкций к препаратам.

 

Предотвращение ошибок
Предотвращение ошибок, предпочтительно путем цифровой записи данных о выполнении надлежащей процедуры, остается актуальным вопросом для здравоохранения. Судебные иски требуют защиты, уход за пациентами – совершенствования. Благодаря компании AstraZeneca, 30 миллионов шприцев с радио метками полностью исключили ошибки, случавшиеся при дозировании обезболивающих средств и стерилизации. В последнее время участились ошибки при заборе проб и переливании крови в больницах, поэтому использование радио меток на образцах и пакетах для крови быстро распространяется в США, Франции, Великобритании и Германии. По экспертным данным, 32% затрат системы здравоохранения США, то есть, административные расходы, могут быть сокращены в два раза за счет автоматического сбора и обработки данных, где умная упаковка составляет часть процесса.

Метки для защиты от краж
Радио метки состоят из примитивной противокражной метки системы электронного наблюдения Electronic Article Surveillance EAS, которая передает сигнал тревоги на маркеры системы радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification RFID), передающие обратно код идентификации и иногда дополнительные данные.

Практически все шесть миллиардов защитных меток, продаваемых ежегодно, наносятся на упаковку: они сокращают количество краж на 80%. В этой области лидируют компании Checkpoint и Tyco ADT (Sensormatic). Противокражные метки EAS и радиочастотные маркеры RFID в упаковках могут во многом способствовать увеличению объемов продаж. Например, снижается вероятность дефицита запасов товара, когда расстроенный покупатель уходит из магазина, так и не сделав желаемой покупки.

Стартует RFID
Потребовалось пятьдесят лет, чтобы продать первый миллиард основных маркеров RFID (без аккумуляторов), но теперь эта цифра повторяется ежегодно, а в перспективе прогнозируются ежегодные продажи десятков миллиардов таких устройств, которые могут вытеснить противокражные метки. Устройства RFID используют радиочастоты для электронного считывания информации с малых меток, практически не сталкиваясь с проблемами чувствительности или ориентации. Действительно, в отличие от штрихового кодирования, система RFID позволяет одновременно считывать до 1000 меток, которые могут быть спрятаны в упаковке или продукте.


 

 

Развитие применения технологии RFID в упаковках

Интеллект не в продукте, а на упаковке
Упаковка является предпочтительным местом для размещения радио меток, поскольку они могут оказывать воздействие на сам продукт, кроме того, прямая маркировка пищевых продуктов, напитков, лекарственных средств, химических веществ и семян невозможна с практической точки зрения. Безусловно, потребители, заботящиеся о сохранении конфиденциальности, всегда рады, совершив покупку, выбросить упаковку и вместе с ней метку.

Более эффективная и безопасная цепь поставок
Технология RFID получает все более широкое применение в цепи поставок, начиная с транспорта и тары для перевозки, такой как паллеты, ящики и контейнеры, и распространяясь на мультипаки, дорогие упакованные товары и, наконец, на полки супермаркетов, заменяя штрихкоды более надежными и универсальными средствами – метками RFID. Широкое распространение RFID маркировки мильтипаков и дорогих упакованных товаров произойдет через два или три года, когда цена миллиарда меток снизится до 5 центов или около того.

Программа тотальной маркировки
Компания EPCglobal была основана более 100 спонсорами для продвижения применения новой системы нумерации электронного кода продукта (Electronic Product Code EPC) и метода использования Интернета для осуществления запросов огромного количества идентификационных номеров, являющихся уникальными, в отличие от родовых номеров штрихкодов. Такая система обеспечивает более подробные данные, чем штрихкоды, а технология RFID полностью ее автоматизирует. Для штрихкодов зачастую используются ненадежные считывающие устройства с подвижными частями и такими же ненадежными сотрудниками, в руках которых находятся эти устройства.
По предварительным данным, RFID может ежегодно сэкономить цепям поставки потребительских упакованных товаров (Consumer Packaged Goods CPG) не менее 300 миллиардов долларов, при этом количество маркированных RFID упаковок может достигнуть в 2015 году триллиона.

Помощь странам третьего мира
Технология RFID и диагностические свойства упаковок могут оказать помощь странам третьего мира, где по данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно 32 миллиона детей, не достигших пятилетнего возраста, умирает от заболеваний, связанных с питанием, а по данным ООН миллиард человек каждый день ложится спать голодными.

Дешевая упаковка с простыми предупреждающими об опасности знаками и недорогая система идентификации RFID способны оказать неоценимую помощь в этой ситуации. Даже в США количество пищевых инфекций достигает 80 миллионов случаев, приводящих к 5000 смертей. По данным CDC Atlanta сумма связанных с этим прямых ежегодных затрат системы здравоохранения США составляет 16 миллиардов долларов. Существуют также отчеты о том, что эта цифра продолжает расти по причине того, что 20% пищевых продуктов употребляется в автомобилях.

Укрепление безопасности крови и вакцин
При упаковке сенсоры меток RFID контролируют передаваемую кровь и вакцины, экономя расходы и спасая жизни. RFID также может способствовать решению проблемы контрафактных товаров: по данным Всемирной организации здравоохранения, по всему миру 15% духов являются подделкой, а также 10% автомобилей и запчастей для самолетов, 6-10% фармацевтической продукции, 30% из которых попадает в страны третьего мира.

Одноразовые цветные дисплеи и не только
Вскоре прогнозируется появление поразительных новых упаковочных технологий. Среди них – одноразовые цветные дисплеи с движущимся изображением, светящиеся в темноте. Это технология органических светодиодов (Organic Light Emitting Diodes OLED), которая применяется с 2003 года в дисплеях сотовых телефонов, имеющих прозрачные ламинарные динамики из NXT, обеспечивающие исключительное качество звука. Дисплей и динамики установлены на стекле, но в настоящее время ведутся активные разработки по размещению таких устройств на обычных упаковочных материалах по себестоимости, оправдывающей их одноразовое применение.


Цветной индикатор RipeSense (спелость фруктов)

Нанесение электроники на упаковку
Печатные тонкопленочные транзисторные схемы (Thin Film Transistor Circuits TFTC) находятся в разработке у 30 компаний: они должны размещаться на бумаге или низкосортной пластиковой пленке и быть безопасными при попадании в организм, как двухцентовые бумажные батарейки, уже появляющиеся в бумажных калькуляторах записных книжек, таймеры краски для волос и сенсорные умные этикетки RFID. Это открывает колоссальные новые возможности в применении упаковок, например, самонастраивающаяся на дату покупка, которая фиксирует время вскрытия упаковки, время разогрева продукта, разговаривает с покупателем и мигает в ситуации опасности.

Компания Arla Foods, занимающая второе место в Европе по производству молочных продуктов, уже разработала молочную картонную тару, которая голосом предупреждает потребителя, оставившего молоко в теплом месте: «Поставь меня обратно в холодильник!» Это, скорее, промежуточный продукт, но он является показателем того, как крупные, серьезные компании стараются повысить уровень безопасности и обеспечить простоту использования продукта своим потребителям.

Упрощенный пользовательский интерфейс
Удобный пользовательский интерфейс будет не только развлекать потребителя и упрощать использование продукта, но и спасать жизни, хотя для начала он появляется в более скромном применении. Некоторые упаковки уже умеют разговаривать, например, объявляют о получении приза, а в этом году компания Dow Chemical впервые в мире нанесла одноразовый цветной дисплей с движущимся изображением на открытки на день Святого Валентина компании Marks & Spencers. Теперь на очереди упаковка. Все чаще одноразовая упаковка может мигать, вибрировать и разговаривать с покупателем. Аналогичная ситуация складывается при краже ценной упаковки, только в подобном случае раздаются резкие звуковые и визуальные сигналы тревоги.

Упаковки лекарственных препаратов больше не содержат инструкций, напечатанных микроскопическим шрифтом, который могут прочесть далеко не все, а пожилые люди в особенности. По данным статистики, в последний год своей жизни мы употребляем больше таблеток, чем за все предыдущие годы вместе взятые. Медицинские упаковки смогут говорить и прокручивать надписи крупным шрифтом.

Упаковка как часть продукта – саморазогрев и охлаждение
Бренд менеджеры все чаще используют упаковку как часть самого продукта, не просто на основе старой доброй практики цвета и формы, но для подтверждения безопасности продукта, его способности самостоятельно разогреваться и так далее. В упаковке будут применяться принципиально новые способы развлечения и информирования потребителя, и в результате, со временем на одноразовой упаковке появится движущаяся телевизионная реклама и обучающие видеоролики. Десятки миллионов саморазогревающихся пластиковых или металлических упаковок уже реализованы для пищевых продуктов и напитков, а всего через пару лет появятся практичные самоохлаждающиеся упаковки.


Саморазогревающаяся пластиковая кружка черного кофе стоит в Великобритании 99 пенсов.

Безопасная упаковка на страже
Благодаря умной упаковке, таблетки в блистерной упаковке больше не будут крошиться, рассыпаться по всей комнате, травмировать пациента, нуждающегося в срочной помощи. Ужасно, что блистерные упаковки в современном исполнении еще более доступны для детей, чем упаковки, которые они заменяют. По данным Фонда предупреждения несчастных случаев с детьми, 20% детей могут открывать предохранительные крышки упаковок лекарственных препаратов. Однако блистерные упаковки доступны большинству малышей. Вскоре появятся новые, недоступные для детей блистерные упаковки, предоставляющие значительно более надежные альтернативы.

Пренебрегайте умной упаковкой на свой страх и риск
Производители упаковки, продавцы и потребители упакованных товаров должны идти в ногу с «умной» упаковкой, в противном случае, они создают риск для своего бизнеса и даже для себя лично: их продукция и ее применение быстро станет безвозвратно устаревшей. Другие предприниматели, используя «умную» упаковку, смогут предоставлять целый ассортимент социальных услуг, обеспечивать безопасность для окружающей среды, вести политику премиальных цен и прибыли. Невежи останутся далеко позади. Они слишком поздно узнают о существовании новых законов, которые вводят обязательное применение некоторых видов «умной» упаковки на благо человечества.

 


При подготовке материала использована информация с www.omnexus.com

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru