ЭКСПОРТ ЧЕРЕЗ «ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА»: в зоне пересечения интересов


Белорусские экспортеры, чьи производства находятся в западных регионах, наиболее близких к Калининградской области, тяготеют к перевалке грузов через порты самого западного региона России. Но тарифная политика Литвы препятствует введению единой транспортно-логистической схемы транзита грузов…


 

 Россия, Белоруссия, Литва

СКИДОК НЕДОСТАТОЧНО

Продукция производительных мощностей западных регионов Белоруссии, наиболее близких к Калининградской области, тяготеет к перевалке через порты самого западного региона России. Экспортная грузовая база белорусской экономики оценивается в 12 – 16 млн тонн в год. Из них свыше 8 млн тонн составляют калийные удобрения. И белорусские власти имеют намерения максимально возможную часть данной грузовой базы экспортировать через калининградские порты.

В частности, руководство Белоруссии заинтересовано в создании собственного морского флота для эффективного экспорта как калийных удобрений, так и готовой продукции белорусских предприятий. Например, колесной техники, тракторов, которые поставляются, в частности, в Сирию.

Но следует сказать, что и калининградские порты с точки зрения конкурентоспособности в части пропуска крупнотоннажных судов проигрывают латвийским.
Если сравнивать отправку судовой партии через Клайпеду объемом 35 тыс. тонн и партии в 12 – 15 тыс. тонн через Калининград, ставка фрахта во втором случае будет на 80% дороже.

Кроме того, терминалы Клайпедского порта имеют качественные складские мощности для хранения химических удобрений.

Если на железнодорожном тарифе можно сэкономить максимум 10 – 12%, то морская ставка фрахта может предложить дискаунт до 50%. За счет сквозной ставки вырабатывается сквозной маршрут, и он не в пользу Калининграда. Сюда крупнотоннажные суда, перевозка на которых позволила бы получить значительные скидки, не могут зайти из-за недостаточных глубин. При этом создание глубоководного порта для приема судов грузоподъемностью 30 – 40 тыс. тонн возможно в Балтийске, и российский Минтранс прорабатывает этот вариант.

В то же время довольно сильно различаются ставки транзитных железнодорожных тарифов через территорию Литвы. От белорусско-литовской границы до Клайпеды около 400 километров, а до Калининграда – порядка 200 километров. Ставка же железнодорожного тарифа при этом одинаковая, что, мягко говоря, не совсем логично.
Недавно литовская сторона несколько снизила транзитные ставки для грузов с Белорусской железной дороги в направлении Калининградской области. Но и после снижения на 10 – 15% тарифы остаются несопоставимыми. Снижение должно составить 70 – 80% против существующего уровня ставок.

ОСТАЛОСЬ УРАВНЯТЬ ТАРИФ

Созданию общего транспортного пространства России и Белоруссии мешает неуступчивость Литвы.

Тарифная политика литовских властей препятствует введению единой транспортно-логистической схемы транзита грузов, которая должна связать Белоруссию и Калининградскую область.

Как было отмечено на VII заседании российско-белорусского совета по долгосрочному сотрудничеству, ввод в действие новой схемы означает в первую очередь снятие административных и законодательных барьеров, препятствующих развитию экономического сотрудничества между странами.

Завершить «демонтаж» юридических препон планируется в ближайшие два года.
Кроме того, под будущую транспортно-логистическую схему в Калининградской области уже началось создание инфраструктуры глубоководного порта в Балтийске, финансирование строительства которого будет осуществляться за счет средств бюджета Союзного государства.

Ввод новой схемы в действие позволит в несколько раз увеличить грузопоток на направлении к балтийским портам России. А в перспективе – привлечь на калининградское направление грузы из Китая и Индии, в чем экономически заинтересованы и Россия, и Белоруссия.

«Мы сознаем, что надо увеличивать поток грузов в Калининградскую область, через ее порты, поддерживая тем самым экономику Союзного государства», – объяснил необходимость разработки транспортно-логистической схемы заместитель госсекретаря Союзного государства от Белоруссии Василий Хрол.

Вместе с тем намеченные планы могут быть воплощены только в том случае, если Республика Литва устранит дискриминационные тарифы на перевозку грузов по своей территории в направлении Калининграда.

Сейчас стоимость перевозки тонны калийных удобрений – одного из основных белорусских экспортных грузов – в порт Калининград на $8 дороже, чем в порт Клайпеда, хотя расстояние до литовского порта почти в два раза больше.

«Применение дискриминационных тарифов может печально окончиться для самой Литвы – белорусские грузы могут уйти в обход литовской территории в российский порт Усть-Луга, как и грузы России и стран Средней Азии», – отметил губернатор Калининградской области Георгий Боос.

Тем не менее достичь договоренности с литовской стороной о введении единого тарифного знаменателя, что привлекло бы в регион, в том числе и в порт Клайпеда, дополнительные объемы грузов, пока не удалось.

Мо материалам газеты «Гудок», 26 февраля – 12 марта 2008,
использованы публикации с
www.phosagro.biz


Автор: www.Newchemistry.ru