Технология производства автомобильных лаков |
У многих из нас создались особые отношения со своими автомобилями – что большей частью связано с их эстетическим внешним видом. Форма, цвет и лоск поверхностей помогают автомобилю выделиться в демонстрационном зале. |
Эти особые отношения с автомобилем предназначены не только для момента покупки – автопроизводители должны гарантировать, что эстетический внешний вид автомобиля сохранится на протяжении многих лет и километров дорог. «В автомобильной отрасли внешний вид имеет ключевое значение. Срок службы должен составлять десять лет, и внешняя отделка должна выглядеть изысканно». «Каждый автовладелец испытывает особые чувства по отношению к своему автомобилю. Царапины разочаровывают его и снижают уровень лоска». Автопроизводители не облегчают жизнь поставщикам покрытий. Они ожидают, что покрытия будут соответствовать следующим требованиям. Покрытия должны: Самое удивительное то, что этим требованиям должна соответствовать сверхтонкая система покрытия. «Слой краски размером в одну десятую миллиметра не толще человеческого волоса, однако он должен соответствовать этим высоким требованиям».
Изменения законодательства в области покрытий и экологии Технология прозрачного слоя Прозрачный слой Цветной слой Шпатлевка Грунтовочный слой электропокрытия Подложка Первоначально эта разработка создавала свои собственные проблемы устойчивости – повышенная коррозия, отслоение покрытия (чаще всего расслоение верхнего слоя от цветного) и общая более слабая устойчивость против атмосферных условий. Развитие технологий связующих веществ и применение добавок, например поглотителей ультрафиолета и стерически затрудненных аминов, позволило решить большинство этих проблем. Для прозрачных покрытий требуется особый анализ, так как образование пятен, царапин и вихревых следов становится более заметным, так как свойство прозрачности усиливает эффект подобных дефектов. |
Снижение содержания летучих органических растворителей (VOC) Ведется разработка альтернативных покрытий и технологических процессов, которые могли бы соответствовать этим государственным нормам. Примеры: Такие новаторские составы и технологические процессы создают свои проблемы, многие из которых уже преодолены. Вновь это было сделано благодаря развитию отрасли связующих веществ и применению добавок. Повреждение поверхности автомобильных покрытий Природное травление Компания Ford Motor Company дает свои комментарии по поводу природного травления: В промышленных районах водородный показатель дождя может опускаться до 4. Его концентрация на участках поверхности покрытия может стать причиной снижения водородного показателя до 1. Такие кислотные атаки могут стать серьезной проблемой в тех районах, где ярко светит солнце, и температура поверхности автомобиля может достигать 65 градусов по Цельсию. Были разработаны новые связующие вещества, которые повысили устойчивость против природного травления у отверждаемых прозрачных покрытий со слабым содержанием летучих органических соединений, например Насколько мне известно, добавки для улучшения кислотной устойчивости автомобильных покрытий не использовались. Необходимо проанализировать устойчивость выветренных покрытий против кислотного травления – автовладелец ожидает, что даже после 10 лет использования его автомобиль сохранит высокий уровень лоска, и на нем не появятся пятна или вмятины. Использование стабилизаторов на основе стерически затрудненных аминов (или их производных) в первоначальных покрытиях замедляет эффект выветривания (эрозия поверхности) и, таким образом, способствует поддержанию высокого уровня кислотной устойчивости. |
Устойчивость против наружных повреждений и царапин
Если на покрытии появляется большое количество таких царапин, то свет рассредоточивается по покрытию, в результате чего повреждения становятся заметны для человека. Устойчивость против наружных повреждений зависит от комплексного взаимодействия внутри покрытия между вязкоупругим или термическим возвратом, текучестью или течением пластмассы, и разрушением. Примеры патентов, в которых описывается усовершенствование свойства устойчивость против наружных повреждений: Новые связующие вещества: Новые добавки: Усовершенствование устойчивости против наружных повреждений часто ведет и к улучшению устойчивости против образования царапин. Устойчивость против образования царапин «Устойчивость против образования царапин» представляет собой способность материала сопротивляться более серьезному повреждению, которой может стать причиной появления более заметных, глубоких или широких царапин. См. изображение ниже:
Верхнее изображение: небольшая царапина (повреждение) не усиливает разрушение внутри покрытия. Изображение посередине: более глубокая царапина наносит покрытию повреждение в дургих направлениях. Нижнее изображение: очень сильная царапина полностью разрывает покрытие. Несмотря на то, что повреждения и царапины во многих отношениях представляют собой один и тот же процесс разной интенсивности, покрытие с улучшенным сопротивлением против образования наружных повреждений не всегда эффективно усиливает свою устойчивость против царапин, и наоборот. Некоторые технологические усовершенствования: Проблема компромисса между различными требованиями к покрытию: Некоторые из последних коммерческих разработок PPG Industries – прозрачные лаки серии ®CeramiClear «Прозрачный лак CeramiClear, который наносится на автомобиль в последнюю очередь, обеспечивает стойкость к образованию наружных повреждений и царапин, а также поддерживает уровень лоска на всем протяжении срока службы автомобиля».
В основе покрытия лежат наночастицы, внедренные в состав прозрачных лаков для металлизированных и неметаллизированных отделочных красок. Сообщалось, что компания PPG работала в тесном сотрудничестве с Nanoproducts Corporation и использовала ее наноматериалы. PPG разработала свою технологию Ceramiclear для нового прозрачного лака, применяемого в производстве автомобилей Mercedes. Сообщается, что этот лак представляет собой сочетание полиол силоксана и наночастиц кварца. (наночастицы алюмосиликата). К тому же, компания PPG разработала прозрачный лак для вторичного рынка – который обеспечивает защиту на уровне, практически аналогичном заводскому прозрачному лаку CeramiClear – транспортных средств, которым необходим ремонт кузова. В 2006 году компания The Nissan Motor Co., Ltd., одобрила прозрачный лак CeramiClear ™ D8126 производства PPG Automotive Refinish с устойчивостью против наружных повреждений и царапин для восстановления своей новой краски Scratch Guard Coat повторной отделкой. |
PPG – дальнейшие разработки! PPG работает над самовосстанавливающимся прозрачным лаком, который заделывает царапины при термической активации. Данная технология позволяет прозрачному лаку оплавляться под воздействием высоких температур с тем, чтобы заделать царапины, появляющиеся в результате ежедневной работы PPG разрабатывает прозрачный лак, для которого будет применяться УФ отверждение, в отличие от традиционного теплового отверждения в печи; это позволит повысить степень устойчивости против царапин и наружных повреждений
Компания DuPont разработала собственную технологию ®SupraShield, которая позволяет повысить степень устойчивости прозрачного покрытия против образования царапин и наружных повреждений. Компания C& EN сообщила, что в технологии SupraShield от DuPont используются функциональные олигомеры. Компания Ford Motor Company предлагает уникальные покрасочные работы класса премиум на основе технологии ®SuperShield от компании DuPont, обеспечивающие стойкость против царапин и повреждений.
DuPont – дальнейшие разработки Соглашение с Ecology Coatings Inc. по УФ отверждаемым покрытиям, сконструированным на наноуровне
• ®SUPREMELUX CP
Самовосстанавливающиеся покрытия
Удивительный эффект оплавления демонстрируют двухкомпонентные отделочные материалы на основе исходного материала для полиуретанового покрытия Desmodur® XP 2679 производства Bayer MaterialScience. После нанесения царапин (слева) структура с глянцевой поверхностью может быть восстановлена практически полностью (справа) при нагреве до приблизительно 60 oC (посередине). «При долгом нагреве лоск может восстановиться от 70-80 до 90 процентов»
Системы УФ и двойного отверждения В течение многих лет Ciba SC развивала потенциал УФ отверждаемых покрытий для применения в качестве автомобильных лаков. Ведущие компании – производители лаков добились значительного прогресса, используя эту технологию и преодолевая проблему «темных участков» автомобиля (которые сложно отверждать УФ методом) совмещением этой технологии с тепловым отверждением. Ciba активно работает над поверхностно-активными фотоинициаторами с целью получения чрезвычайно «жесткой» поверхности покрытия при помощи более эффективного поверхностного сшивания. Поверхностно-активный фотоинициатор: находится в разработке Инициатор фотоактивация подложка Заключение Производители покрытий пережили изменения, связанные с модой и технологиями, а также справились с проблемами, которые появились вместе с новыми экологическими требованиями, и смогли выполнить эти жесткие требования автомобильной промышленности. Производители покрытий сделали огромное количество открытий и используют нанотехнологии, самовосстанавливающиеся системы и новые технологии отверждения для создания «жестких» покрытий. ГОРДОН БРЭДЛИ |