Экспансия полиуретанов в лакокраске


Об инновациях и тенденциях использования полиуретанов в лакокрасочной промышленности рассказывает  Й.Вольф из компании Bayer MaterialScience.


– Какие существуют на рынке тенденции в связи с количественным соотношением полиуретанов и других полимерных технологий? Почему так происходит?

– Популярность лаков на основе полиуретана, в сравнении с другими лаками, быстро растет по всему миру, а именно приблизительно на 5 процентов в год. Это происходит благодаря их уникальным свойствам, совместимости с различными подложками и пригодности для различных областей применения. Поэтому полиуретановые системы заменяют другие технология изготовления лаков. Особенно быстрый рост спроса наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Восточной Европе. Сюда включается не только поставка исходных материалов, но и потребность в техническом обслуживании. Более того, наше Коммерческое подразделение по лакам, адгезивам, герметикам (ЛАГ) интенсивно работает над шлифовкой новых потенциальных областей применения посредством постоянной разработки новых продуктов и режимов работы, обеспечивая, таким образом, дальнейший рост.

– Какие существуют серьезные рычаги (например, экономические, технологические, нормативные) для воздействия на рынок?

– В области полиуретановых лаков основные рычаги сводятся к трем направлениям: качество, эффективность и экологичность. В пределах этого диапазона компания Bayer MaterialScience определила четыре основные технологические зоны: полиизоцианаты, преполимеры, дисперсии и УФ-системы. НИОКР в области полиизоцианатов сосредоточены на новых мономерах и олигомерах, создающих инновационные решения, например высокофункциональные, системы низкой вязкости, демонстрирующие улучшенные свойства, такие как быстрая сушка и более высокая химическая и механическая устойчивость. Говоря о преполимерах, мы сосредоточены на потребности в системах с более низким содержанием мономеров, не несущих метки. Идет поиск новых механизмов сшивания, которые уже реализованы, например в преполимерах (STP) с концевыми группами из кремневодорода, для применения в адгезивах и герметиках.

Спрос на экологичные системы, а также законодательство в области летучих органических соединений (VOC), также ускоряют рост рынка для водных дисперсий. У нас ведутся крупные программы НИОКР, направленные на получение выгоды от многообразия полиуретановых составов для однокомпонентных и двухкомпонентных водных систем, в результате чего создаются специальные решения на основе акриловых, полиэфирных и полиуретановых дисперсий или их гибридов.

В технологии УФ создаются эффективные процессы. Новые уретановые акрилаты, а также УФ-отверждаемые полиуретановые дисперсии найдут применение практически во всех сегментах рынка.

– Какие инновации недавнего прошлого можно назвать наиболее успешными?

– Большой интерес у нас вызвали самовосстанавливающиеся прозрачные лаки для автомобилей. При помощи этих лаков деформации пластмассы, например во время мойки машины, можно «излечить» при помощи тепла. В настоящий момент лаки уже выводятся на рынок. Также серьезное внимание уделяется полиаспартат-полиизоцианатным системам, которые заняли прочное место в области защиты от коррозии. В то время как значительно сокращается время нанесения двухкомпонентных систем, самые последние системы обладают еще большими возможностями, открывая возможность создать систему, состоящую из одного лака и наносимую прямо на металл, что обеспечивает еще большую эффективность. Лаки на основе новых составов для пластмассовых подложек могут улучшить оптические и тактильные свойства. Продукты с сенсорной и блестящей поверхностью сочетают в себе низкий вес с высокой эффективностью и качеством и, поэтому, с высокой ценой. В особенности, водные сенсорные системы для интерьеров автомобилей, созданные на основе Bayhydrol® и Bayhydur® обладают идеальным составом для того, чтобы обеспечивать создание конкретного профиля свойств: устойчивость против истирания и царапин, отсутствие отражения и доступность в большом количестве цветов. Новый УФ-отверждаемый алифатический уретанакрилат Desmolux® XP 2666 совмещает в себе высокую реакционную способность с низкой вязкостью и предоставляет заказчикам максимальную свободу при формировании составов для систем, используемых в различных подложках. Аналогично водным УФ-отверждаемым покрытиям сегодня впервые появляется возможность создать УФ-систему с тактильными свойствами, практически аналогичными сенсорным системам теплового отверждения, но при этом достигается гораздо более высокая продуктивность.

– Какие появляются на рынке новые продукты, секторы и страны?

– На горизонте появляются такие ключевые слова, как функциональные лаки, умные покрытия или нанотехнология. Очевидно, что важную роль играют "многофункциональные" полиуретаны. К тому же, неаклассические рынки лаков, как например косметика или медицинские технологии, будут предлагать новые возможности. Потенциал лаков на таких новых рынках еще не изучен полностью.

Наиболее серьезный рост использования полиуретановых лаков наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности в Китае и Индии, а также в Восточной Европе, например в России.

– На каких полях разворачиваются конкурентные бои, и как они проходят?

– Эффективность, способность к созданию инноваций и работа по всему миру – это ключевые факторы успеха на современном рынке, и они будут иметь критически важное значение в будущем. Технологическое лидерство в объемах производства и эффект масштаба, зависящий от количества заводов, расположенных по всему миру, являются необходимыми условиями эффективности. Это позволяет нам поставлять высококачественные продукты своевременно. Эффективные и многочисленные инновации, а также крепнущие партнерства между поставщиками исходных материалов и лаков, приобретают еще большее значение при выводе новых технологий на рынок и появлении новых областей применения.

– Какие факторы сильнее всего повлияют на рынок в течение, скажем, следующих пяти лет?

– Значение Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Европы продолжит расти. Также, тенденция, связанная с движением в сторону к экологически чистым продуктам, будет по-прежнему подталкивать развитие водных дисперсий вроде, например, нашей линии продуктов Bayhydrol® и наших ароматических полиизоцианатов с низким содержанием мономеров, а также преполимеров (линия продуктов Desmodur®). Поиск эффективных решений продолжит подпитывать развитие УФ-отверждаемых лаков.
Помимо этого, ряд изменений имели место в ситуации с конкуренцией, и через некоторое время продолжится рыночная консолидация поставщиков исходных материалов и покрытий.

Рынок

СЕКТОР РЫНКА: Рынок исходных материалов для лаков и адгезивов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Исходные материалы для лаков и адгезивов
ОБЪЕМ РЫНКА: 12 млн тонн в 2006 г.
РОСТ РЫНКА: 3 - 4 % AGR (скорректированный валовой доход) по объему
ДОЛЯ НА РЫНКЕ: По регионам EMEA (Европа/Ближний Восток/Африка) 34% Америка 32% Asia Pacific (Азиатско-Тихоокеанский регион) 34 %
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ: в области полиуретановых составов (полиизоцианаты, преполимеры, дисперсии, УФ-смолы) – Bayer MaterialScience, Rhodia, BASF, Asahi, Degussa, Mitsui, Sapici, DSM, Cytec
ГЛАВНЫЕ ВЫСТАВКИ/СОБЫТИЯ: European Coatings Show, Chinacoat, Middle East Coatings Show, Western Coatings Symposium
ОСНОВНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ: European Coatings Journal, Modern Paint & Coatings, Coatings World, China Coatings Journal, Paintindia

Компания

Bayer MaterialScience является одной из крупнейших мировых компаний в области полимеров. Объем продаж в 2006 году составил 10.2 млрд евро (операции продолжаются). Деловая активность сосредоточена на производстве высокотехнологичных полимерных материалов и разработке инновационных решений для продуктов, используемых во многих областях повседневной жизни. Главные обслуживаемые сегменты – автомобилестроение, электричество и электроника, строительство, спорт и досуг. В конце 2006 года у компании Bayer MaterialScience было 30 производственных участков, штат насчитывал 14,900 человек по всему миру. Bayer MaterialScience входит в группу компаний Bayer Group.

www.newchemistry.ru