О перспективах конструирования дорожных одежд с применением полимерных материалов |
Выступление Александра Мерзликина, заведующего лабораторией конструкций дорожных одежд ФГУП «РОСДОРНИИ». |
Сегодня я расскажу о конструкциях дорожных одежд. Основные проблемы в этой области можно разделить на две части – интенсивное образование колеи и образование отраженных трещин и выбоин. Как их можно решить? Если речь идет об интенсивном образовании колеи, то наши материалы используются для армирования покрытия (асфальтобетона), для армирования щебеночных слоев, для локализации малосвязных материалов, которые находятся в основании. Чтобы предотвратить образование отраженных трещин и выбоин, мы устраиваем трещинопрерывающие прослойки и занимаемся фрагментацией цементосодержащего основания. Остановимся на локализации малосвязных материалов. Она сейчас происходит с помощью объемных георешеток. Получается композит на основе песка, который обладает очень выгодными свойствами. Это открытие было сделано в США и впервые было применено во время войны в Персидском заливе в 1991 году. После этого начали развивать это направление и у нас, хотя «РОСДОРНИИ» начал разрабатывать эту тему более 30 лет назад. Что касается армирования асфальтобетонного покрытия различными прослойками. Сетки бывают разные, сейчас для этого есть много возможностей. Сетки из пластиков дают следующий эффект: колея бывает в 2-3 раза меньше за период в год. Что происходит при армировании асфальтобетонного покрытия прослойками? Во-первых, до зарождения трещины требуется циклов в 1,3 раза больше (это лабораторные эксперименты), а до появления трещины на поверхности – в 1,8 раза больше. На практике в 2 раза больше не получается, потому что технология, которая сейчас используется, очень тонкая. Реально срок службы увеличивается на 30-50 %. Рулонные материалы (сеточки) можно использовать для армирования зернистых материалов. При этом можно сэкономить до 30 % щебня, и это очень много. Каков механизм действия, почему сетка, уложенная на полотно и засыпанная щебнем, дает такой эффект? Горизонтальная нагрузка воздействует таким образом, что сразу приводит к пластическим деформациям. А что такое щебеночный слой – это множество шариков. Их нужно связать, и именно это делает сетка. Шарики попадают в свою ячейку. Далее нужно сказать об основаниях из монолитных материалов дорожного покрытия. Это может быть грунт, укрепленный цементом или щебень, укрепленный цементом, или цементобетон. Все это было придумано 30-40 лет назад. Тогда щебень стали укреплять цементом. Но стали появляться трещины на поверхности. Что сейчас делается, чтобы отремонтировать старое дорожное покрытие из цементобетонного слоя? Его нужно расчленить на блоки примерно 1 м на 1 м с помощью клин-бабы. И тогда эти куски меняют свой размер так, что асфальтобетон принимает эти изменения. Если куски больше, то появляются т.н. отраженные трещины. Когда стали применяться эти технологии, были придуманы опалубки, которые формируют цементобетонные блоки (70 см на 1 м). Опалубка – это объемная георешетка. Она заливается цементобетон или цементогрунтом, получается блок и можно укладывать асфальтобетон. Еще хотел бы сказать, что есть такое наше изобретение, как георешетка типа ГЕОРИФ. Оно еще нигде не применялось, и я думаю, что это очень перспективно. На этом у меня все, спасибо за внимание. |