Полимерные модификаторы DuPont в производстве асфальта


Выступление Бориса Ухова, директора Северо-Западного филиала, руководитель отдела строительства ООО «ДЮПОН РОССИЯ».


Я хотел бы рассказать о полимерах для модификации битума. О них наверняка многие слышали. Мы производим полимер под названием «Элвалой». Так получилось, что мы более активно работаем на Украине и в Казахстане, но хотим работать и на росиийском рынке.

Из чего состоит дорожное покрытие? Это щебень, асфальтобетон и слой асфальтобетонной смеси (толщиной 4 см). В этом верхнем слое мы и находим опору для приложения наших сил.

Типы разрушения дорожного покрытия  бывают следующими – колейность, усталость, выкрашивание и холодное растрескивание. Полимерные добавки, на наш взгляд, помогают в первых трех случаях.

Задача модификации полимерами – создать битум, обладающий широким температурным интервалом пластичности и высокой прочностью и эластичностью. Что касается истории применении полимеров в дорожном строительстве, то исследования ппо применению каучука начались в 1873 году (был получен патент). В 1930 году признаны преимущества дорог с использованием каучука во Франции и Англии. В 1989 году компании Chevron Oil и DuPont разработали полимер под названием «Элвалой».

Основные отличия этого модификатора: процесс модификации стал технологичнее, нет затруднений при укладке дорог, характеристики – равные или превосходят СБС. При этом «Элвалой» - это единственный полимер, который создавался для модификации битума. Также это единственный полимер, вступающий в реакция с битумом. Соответственно, нет отслоения в смеси, значит, возможны долгосрочное хранение и транспортировка. «Элвалой» повышает усталостную прочность, устойчивость к влаге и улучшает сопротивление к образованию колеи.

Битум легче модифицировать при помощи «Элвалоя». Требуется только смешивание (достаточно простого миксера). Битум, модифицированный «Элвалоем» ведет себя, как простой битум при смешивании с минеральным наполнителем и укладке дорожного полотна. Применяется этот модификатор в США, Европе, в странах СНГ (в основном, на Украине), и в других странах.

Что касается опыта эксплуатации дорожного покрытия, то проводились наблюдения за дорожным покрытием, уложенного в 1991 году в США, в штате Орегон (резко континентальный климат). В сентябре 2000 года выяснилось, что образовались небольшие колеи, вызванные зимними шипованными шинами. При этом нет потери минерального наполнителя, низкотемпературного растрескивания, усталостного растрескивания.

В России мы сотрудничаем с «Лукойлом-Пермнефтеоргсинтезом», в сентябре 2004 года на «Южной» дамбе в Перми построили участок дороги (500 м) с применением модификатора. В апреле 2005 года обследование покрытия показало преимущество полимерасфальтобетонного покрытия (на основе битума и «Элвалоя») по сранению с обычным асфальтобетонным покрытием.

Немного расскажу о результатах испытаний. «Элвалой» является экономичным полимером. Его требуется примерно в 2 раза меньше, чем другим полимерам – около 1,2 % (от битума). Продольная ровность покрытия удовлетворяет ГОСТу, асфальтобетон с этим модификатором имеет более высокий показатель и коэффициент уплотнения. Асфальтобетон на модифицированном битуме меньше подвержен старению.

Спасибо за внимание!