ТЕРМОУСАДОЧНАЯ ЭТИКЕТКА: тенденции европейского рынка


Термоусадочная этикетка — это изготовленный из пленочного материала рукав, сжимающийся под воздействием тепла и повторяющий форму сосуда, на который надет. Этот современный способ создания визуальной привлекательности обертки активно используется на упаковочном рынке, завоевывая все большую популярность.


В 2004 г. мировая потребность в рукавной термоусадочной этикетке составляла примерно 1478 млн м2, к 2006 г. возросла до 2760 млн м2 и по прогнозам будет расти до 2010 г. со средней скоростью в общемировом масштабе до 10% в год.

Термоусадочная этикетка завоевала симпатии обеих движущих сил рынка — и спроса, и предложения. С одной стороны, покупатели любят приобретать товары, которые в обертке выглядят как дорогой подарок — его удобно держать, открывать, он радует взгляд, а с другой — владельцы брендов используют притягательный вид термоусадки для увеличения продаж благодаря ее бесконечным возможностям брендинга и продвижения.

Спектр возможных применений широк и разнообразен: продукты питания, косметика, бытовая химия и многое другое. Метод термоусадки годится для любых контейнеров, в том числе металлических банок, стекла, пленок и пластиков — даже в случае влажной или замороженной продукции.

Преимущества — рукавная этикетка защищает упаковку, обеспечивает запечатывание по всей поверхности, сохраняет целостность продукта и не отваливается сразу по совершении покупки. Термоусадочная этикетка может обеспечивать совместное продвижение, если, например, ее использовать для упаковывания двух видов продукции несхожей формы в один набор для экономии места и повышения привлекательности. Термоусадка также дает и технические преимущества — легкость снятия этикетки в случае возврата тары, защиту от несанкционированного вскрытия, групповую упаковку. Например, мультипак — упаковка нескольких бутылок, которая характеризуется простотой транспортировки, высокой видимостью упакованного продукта, возможностью считывания штрихкода и хорошей защищенностью от пыли, грязи, влаги и магазинных краж.

Как выйти на рынок термоусадки?

Все больше производителей этикетки включают термоусадочную этикетку и похожие гибкие материалы в свой ассортимент, пытаясь удовлетворить растущие требования заказчиков. В то же время клиенты стремятся заказывать термоусадку у проверенных типографий, там, где они уже заказывали обычные этикетки.

Выход на рынок термоусадки даже для очень опытного производителя этикетки может представлять собой серьезную задачу. Например, материалы, используемые для этой продукции, обычно более сложны в обращении и дороги по сравнению с пленкой на подложке и без нее или этикеточной бумагой. Стоимость начала производства также может быть сравнительно высока, ведь потребуется установка нового специального оборудования вдобавок к уже существующему: бобинорезки для резки ролей и подготовки рукава к сращиванию, машины для сращивания — окончательной подготовки рукава, модернизация уже существующего печатного оборудования или закупка нового.

С точки зрения организации рабочего потока переориентация производства на термоусадочную этикетку или добавление ее в ассортимент не означает существенного изменения структуры компании: не требуется специального программного обеспечения (за исключением ПО для допечатки), операторам нужно небольшое дополнительное обучение. Для сокращения очевидных затрат на запуск производства многие производители упаковки и этикетки объединяются, чтобы получить лучшие возможности для продаж и снижение инвестиций.

Некоторые проблемы может создать хранение, поскольку пластиковые пленки по природе своей чувствительны к свету и погодным условиям.

Необходимость научных изысканий для создания наилучшего сочетания материалов в производстве термоусадочной этикетки также налицо. Правильный подбор формулы краски, клея, лака и пленочного субстрата в огромной степени зависит от вида конечной продукции и контейнера, который может быть практически любой формы. Например, ПЭ-контейнер для молока должен быть обтянут термоусадкой, которая не деформируется при хранении в холодильнике; а набор бутылок, обычно упаковываемых в прозрачную термоусадку, должен выдержать процесс стапелирования.

Термоусадочные материалы

Число пленочных материалов велико, и выбор сложен, но очень важен. Наиболее часто используемые усаживаемые пленки — ПВХ, ПЭТ, ПЭТГ, ОПС, PLA и ОПП. Пленки ПВХ легко контролируются в процессе термоусаживания и недороги; у них хорошая стойкость к истиранию, они выдерживают процесс пастеризации. Коэффициент усадки ПЭТ еще выше, и пастеризация также возможна. Благодаря более низкому коэффициенту усадки в вертикальном направлении ОПС можно использовать для мягких контейнеров, из которых содержимое выдавливается. Европа и обе Америки выбирают ПВХ; ПЭТ доминирует на рынках Японии и Кореи. Производители пленок постоянно разрабатывают новые материалы с целью предложить более эффективную утилизацию отходов (материалы низкой плотности), меньшую чувствительность к атмосферным воздействиям, большую легкость и эффективность в обработке.

Краски для термоусадки

На рынке постоянно появляются новые красочные формулы. Они нацелены прежде всего на то, чтобы отвечать требованиям стойкости при термоусаживании, к истиранию в сухом и влажном виде, стойкости к растворителям. Они должны иметь низкий уровень запаха, высокий блеск и сниженное трение для использования в высокоскоростных аппликаторах. Необходимо найти хороший баланс высокоскоростного отверждения и способности рукавной этикетки сжиматься, особенно с УФ-красками. Стойкость к царапинам должна сочетаться с высокими адгезивными свойствами к большому спектру материалов. Для этой цели технологии УФ-отверждения в инертной атмосфере помогают значительно увеличить и адгезию, и стойкость к царапинам (для достижения усадки 70%), предотвращают миграцию летучих органических соединений (после октября 2007 г. их уровень должен быть меньше на 40%, чем был в 2001 г. — такие страны, как США и Германия, развернули масштабную борьбу против миграции летучих органических соединений) и снижают уровень запаха. УФ-краски на сегодняшний день признаны лучшими в этом сегменте: они экологичны, дают наименьшее растискивание и сравнимы по качеству оттисков с сольвентными для глубокой печати.

Экология и охрана здоровья

Так как большое количество термоусадки используется для продуктов питания и напитков, они должны соответствовать европейским стандартам EC 1935/2004 (по прямому контакту с продуктами питания) и EC 2023/2006 (технология производства продукции).

Рынок также добивается применения биоразлагаемых пленок, таких как PLA (polylactide), COC (cycloolefin copolymer) или TPE (thermoplastic еlastomer), снижения миграции летучих органических соединений, экологичной переработки контейнеров и этикетки и становится исключительно чувствительным к требованиям охраны окружающей среды и здоровья.

Например, PLA, или полилактозная кислота, используется для оберток карамели, пленок с повышенной прозрачностью, термоформованных стаканов, контейнеров и термоусадочной этикетки. Она синтезируется из переработанной кукурузы и биоразлагается после использования. Производство PLA требует на 30–50% меньше органического топлива, чем синтез полимеров из углеводородов, и таким образом сокращается выброс в атмосферу углекислого газа.

PLA предлагает несомненные достоинства для полиграфической отрасли: высокую прозрачность и блеск, высокую жесткость, легкость обработки на большинстве видов оборудования и возможность использования широкого спектра печатных красок с газопламенной обработкой, коронным разрядом или без них. Однако, PLA сталкивается с препятствиями, в числе которых его высокая плотность и высокая полярность, что делает сложным сцепление без дополнительного слоя с неполярными ПП и ПЭ в многослойных структурах.

Основные инвестиции в био- и инновационные пленки сконцентрированы в Европе, США, Японии и Корее, что вызвано неожиданными рыночными стимулами: регулированием переработки, освобождением от «зеленых» налогов и удовлетворением требований «зеленых» заказчиков.

Технология производства термоусадки

Универсальность термоусадки привела к созданию целого ряда материалов, техники и, конечно, применению различных способов печати.

Глубокая печать — хорошо изученный способ, характеризующийся фотографическим воспроизведением и блестящими «металлическими» эффектами. Часто глубокая печать включает сушку ИК- или электронными лучами. Однако сейчас сольвентным технологиям приходится сталкиваться со значительными экологическими трудностями. Законодательство ограничивает использование растворителей из-за их токсичности, добавляющей дополнительные проблемы к уже существующим: переработки и восстановления.

В США действующие стандарты вынуждают типографии переводить машины с центральным печатным цилиндром на УФ-технологии.

За несколько последних лет флексографская технология добилась значительных успехов и претендует на рынок термоусадки. Качество флексографского оттиска достигло высокого уровня, а современные УФ-краски прекрасно отвечают нуждам отрасли за счет быстрого высыхания и хорошей глубины цвета. Преимущества флексографии — низкая стартовая стоимость, высокие кроющие свойства УФ-красок, слабый запах, хорошая стойкость на истирание и сцарапывание и отсутствие необходимости тщательной очистки (за ночь краска не высыхает на формах). К недостаткам относятся высокая стоимость красок и дефицит термочувствительного УФ-адгезива.

Рулонная офсетная печать также занимает солидную долю рынка термоусадки.

Разумеется, выбор технологии зачастую зависит от вида работы. Обычно термоусадка запечатывается реверсной печатью с белой подложкой для повышения стойкости к царапинам и истиранию, защиты контейнера от УФ-излучения и выцветания красок. При этом изображение на стадии допечатной подготовки корректируется с учетом формы контейнера и усадки материала.

Недавно известный производитель упаковки и этикетки CCL Auto-Sleeve объявил о создании первой рукавной этикетки для канадского сидра без использования реверсной печати. Применялись особые флексографские краски, которые могут выдержать температуру термоусадочного туннеля: изображение получается выполненным как будто глубокой печатью, используются менее дорогие (матовые) материалы, повышается производительность и снижается стоимость в случае смены красок или дизайна (производство флексографских форм намного быстрее и дешевле, чем любых металлических цилиндров для глубокой печати).

Решения от Gidue

Компания Gidue предлагает узко- и среднерулонные флексографские и офсетные машины; обе технологии досконально изучены и точно управляемы. Узкорулонные машины используются для печати тиражей менее 5 тыс. м2, широкорулонные обычно рекомендуются для заказов более 100 тыс. м2.

Короткие тиражи в основном ориентированы на местные рынки и могут потребовать ручной работы (рукава вручную надеваются на контейнеры перед помещением в усадочный туннель), крупные тиражи ориентированы на более сложную упаковочную цепь, характеризующуюся расширенной автоматизацией и требованиями более высокой скорости печати.

Автор: Раффаэлла Комунетти, Gidue, Италия