GOODYEAR ТЯНЕТ РЕЗИНУ В РОССИЮ


В России впервые за три года может начаться строительство завода иностранного шинного концерна. Проект в Ярославской области с инвестициями $200 млн рассматривает американский Goodyear. Но инициатива концерна противоречит интересам ОАО "СИБУР — Русские шины" (СИБУР-РШ), которое контролирует конкурирующий Ярославский шинный завод (ЯШЗ). В качестве альтернативы СИБУР-РШ может предложить Goodyear создать СП на мощностях ЯШЗ, однако американцев это вряд ли заинтересует.


 Концерн может построить шинный завод в Ярославской области


О том, что Goodyear рассматривает возможность строительства завода по выпуску легковых шин в Ярославской области, рассказали несколько федеральных чиновников. По их словам, в конце апреля руководство концерна встречалось с губернатором области Сергеем Вахруковым и просило его выделить земельный участок под проект. Goodyear намерен построить завод мощностью до 5 млн шин в год и стоимостью $200-250 млн. Сроки запуска предприятия не уточняются.

По словам одного из источников "Ъ", около двух недель назад Сергей Вахруков "выделил Goodyear довольно крупный земельный участок" (площадью около 70 га), к которому, впрочем, еще не подведена инфраструктура. Другой собеседник "Ъ" добавляет, что губернатор попросил президента Дмитрия Медведева дать Goodyear инвестиционные льготы. По поручению президента этим вопросом уже занимается Минпромторг. Со стороны Goodyear консультантом проекта выступает Ernst & Young.

Телефоны официальных представителей Goodyear, администрации Ярославской области и Минпромторга в пятницу вечером не отвечали. Однако о проекте Goodyear в Ярославле знают в ОАО "СИБУР — Русские шины", которое контролирует ЯШЗ. Замгендиректора компании Игорь Караваев сказал "Ъ", что "проект действительно обсуждается" и что "СИБУР-РШ является одним из участников этой дискуссии".

The Goodyear Tire & Rubber Company владеет 60 заводами в 26 странах мира. Занимает первое место в Америке и второе в Европе по производству шин. В состав концерна входят шесть подразделений: британская Dunlop Tyres, американские Kelly-Springfield Tire Company и Lee Tire and Rubber Co., словенская Sava Tires, немецкая Fulda и польская Debica. Владеет брендами Assurance, Fortera, Wrangler, Eagle, Nordic и Ultra Grip.

В России работают два завода западных производителей шин. Первой была французская Michelin, построившая в 2004 году завод мощностью 2 млн шин в Подмосковье. В 2005 году финская Nokian Tyres запустила в Ленобласти крупнейшее иностранное производство шин в России — 4 млн шин с перспективой расширения до 10 млн. Строительство завода в Петербурге рассматривала японская Bridgestone, но отказалась от проекта.

По словам источников "Ъ", Goodyear начал поиск площадки для российского завода еще в 2007 году. Ярославская область, отмечают собеседники "Ъ", относительно недалека от Ленинградской и Московской, вокруг которых формируются иностранные автосборочные кластеры. Кроме того, отметил один из источников "Ъ", у Goodyear есть опыт работы в регионе: его шины производились на ЯШЗ по системе off-take (то есть продавал шины концерн, а завод получал лишь комиссионные за производство).

Однако против проекта Goodyear в его нынешнем виде наверняка будет выступать СИБУР-РШ. Игорь Караваев говорит, что "государству следует поддерживать в первую очередь отечественных производителей и создавать условия для инновационного развития российских предприятий". "Например, власти Китая пускают на свой рынок иностранных производителей шин только в том случае, если они создают СП с местными игроками и передают им свои технологии",— подчеркивает он. Топ-менеджер отмечает, что СИБУР-РШ готов предложить Goodyear инфраструктуру и площади ЯШЗ для создания совместного производства.

Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов объясняет интерес Goodyear к России расширяющейся иностранной автосборкой, которая в будущем должна быть локализована минимум на 30%, а также растущим автопарком. Наиболее интересным сегментом рынка является премиальный, в котором работают только крупные западные производители, отмечает эксперт. Михаил Пак из ИФД "Капиталъ" не думает, что Goodyear будет создавать СП с СИБУРом, аналитик отмечает, что Michelin и Nokian реализовали проекты greenfield, а СП Московского шинного завода с немецким Continental было закрыто. Если у СИБУР-РШ хватит административного ресурса для противодействия проекту, то Goodyear будет строить greenfield в другом регионе, считает Михаил Пак. В самом Goodyear неофициально подтверждают, что помимо Ярославской области рассматривают еще ряд регионов для размещения производства.


Kommersant.ru