ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО: российский экспорт


Российское дизельное топливо поставляется преимущественно в европейские страны. В совокупности на них приходится более 80% экспорта. Также оно экспортируется в Китай, КНДР, Ю.Корею, США...


 

Российское дизельное топливо поставляется преимущественно в европейские страны. В совокупности на них приходится более 80% экспорта. Также оно экспортируется в Китай, КНДР, Ю.Корею, США и бывшие страны Советского Союза.

Относительно невелики поставки в Африку и Латинскую Америку. В таблице ниже представлены объемы и динамика экспорта дизельного топлива по странам назначения в 2004-2006 гг.

Объемы и динамика совокупного экспорта дизельного топлива по странам назначения в 2004-2006 гг., тыс. тонн

Страна назначения200420052006
год
Нидерланды6883,75142,75399,3
Великобритания4699,84689,53441
Италия4153,543075552,7
Турция2264,74309,43630
Франция1282,63290,33774,3
Казахстан666,5304,3510
Венгрия640,2650,4881,6
Греция6309380
Украина570,8633,31084,3
Испания568,18351556,2
Португалия55,912,9160,9
КНДР549,2416,4100,8
ВЬЕТНАМ477,8231,5145,4
Швеция371,7171,9280,2
Монголия330,3297,5252,8
Виргинские острова (брит.)329132,2-
США258,8192,5235,1
Тунис257,1205,1159,2
Китай222,492,841,4
Южная Корея209,660,8125,5
Израиль200,725636,1
Швейцария180359,3364,4
Сирия170,1366,8539,9
Сингапур166,6326,9705
Финляндия158,9536,1270,9
Словения149,777,5118
Эстония143,1204,8456,7
Гонконг138,822699,6
Дания19,9163,8238,1
Мальта85,7182,7159,5
Кипр80,182,935,7
Киргизия78,770,187
Бельгия77,9206,4160,7
Норвегия67,5179,545,4
Гибралтар66,1275,9409,1
Польша16,12,6107,5
Аргентина14,3108,3160,8
Ливан129,264,3147,3
другие и не определены2130,21534,92456,6
Всего:29495,332138,333929

Источник: Федеральная таможенная служба РФ

В целом, структура поставок изменяется. Снижаются поставки в Великобританию – увеличиваются в Италию и Францию. В целом снижаются поставки в страны Азии за исключением Сингапура. На диаграмме ниже представлены доли различных стран в совокупном экспорте дизельного топлива в 2006 году.

Доли различных стран в совокупном экспорте дизельного топлива в 2006 году

Источник: Федеральная таможенная служба РФ

Структура экспортных поставок дизельного топлива по содержанию серы в 2006 году

Представим теперь направление поставок дизельного топлива и их структуру по содержанию серы в 2006 году.

Несмотря на то, что во многих (особенно) европейских странах приняты жесткие требования к дизельному топливу по этому показателю, подавляющие объемы поставок связаны с топливом с содержанием серы 0,2%. То есть, получатели осуществляют очистку дизельного топлива уже на месте, доводя его качество до разрешенных параметров. В таблице ниже представлена матрица поставок.

Направления поставок дизельного топлива и структура поставок по содержанию серы в 2006 году, тыс. тонн

Страна назначения

Содержание серы, %Всего
0,50,20,050,0350,005не определено
Нидерланды-4197,41201,9---5399,3
Великобритания-13192065,356,7--3441
Италия104,15448,6----5552,7
Турция1313499----3630
Франция-4113363,1--0,23774,3
Казахстан-491,7-18,3--510
Венгрия-881,6----881,6
Украина-10759,3---1084,3
Испания-1022534,2---1556,2
Португалия-20,9140---160,9
КНДР31,269,6----100,8
Вьетнам10738,4----145,4
Швеция-17,9262,3---280,2
Монголия-252,8----252,8
США69,7165,4----235,1
Тунис-159,2----159,2
КИТАЙ536,4----41,4
Южная Корея54,571----125,5
Израиль-36,1----36,1
Швейцария66,8297,6----364,4
Сирия209,7330,2----539,9
Сингапур332,5180,1--10,9181,5705
Финляндия62,7-208,2---270,9
Словения-118----118
Эстония-76,685,7250,743,7-456,7
Гонконг82,3----17,399,6
Дания-0,1238---238,1
Мальта57,7101,8----159,5
Кипр-5,730---35,7
Киргизия8,978,1----87
Бельгия-128,831,9---160,7
Норвегия--45,4---45,4
Гибралтар57,6351,5----409,1
Польша--107,5---107,5
Аргентина-160,8----160,8
Ливан-147,3----147,3
другие и не определены46,42008,7331,553,161,92456,6
Всего:1427,123198,38654,3330,757,7260,933939

Источник: ФТС РФ

Можно утверждать, что в таких странах как в Сирии, КНДР, Киргизии дизельное топливо с содержанием серы до 0,5% вполне разрешено. Однако то же топливо поставляется в страны ЕС – Италию и Швейцарию, где требования к нему являются чуть ли не самыми жесткими в мире. На этом основании можно предположить, что данная проблема решается гидрокрекингом уже на месте.

Представим структуру поставок различных топлив по содержанию серы графически.

Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,5% в 2006 году

 

Источник: ФТС РФ

Дизельное топливо со столь высоким содержанием серы поставляется преимущественно в Сингапур (23,3%), Сирию (14,7%), Турцию (8,2%) и Вьетнам (7,5%). Доля совокупных поставок во все остальные страны составила в 2006 году 45,3%.

Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% в 2006 году

Источник: ФТС РФ


Почти четверть дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% поставляется в Италию. Порядка 18,1% было поставлено в Нидерланды, порядка 15,1% - в Турцию. Доля всех остальных стран составила 43,3%.

Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,05% в 2006 году

 

Источник: ФТС РФ


Топливо с содержанием серы до 0,05% поставлялось в 2006 году преимущественно в Европейские страны. Доля поставок во Францию составила 38,9% от совокупных, в Великобританию – 23,9%, в Голландию – 13,9%, а во все другие страны – 23,3%.

Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,035% в 2006 году

 

Источник: ФТС РФ


Несмотря на то, что объем поставок топлив с такими параметрами невелик, мы все же представили структуру экспорта графически. Более ¾ в 2006 году было поставлено в Эстонию, порядка 1/6 – в Нидерланды , а 5,5% от совокупного объема экспорта – в Казахстан.

Топлива же с содержанием серы ниже 0,005% поставляются преимущественно в Эстонию (75,7% в 2006 году) и Сингапур (18,9%).

Структура экспортных поставок по температуре застывания в 2006 году

Как нами было описано в предыдущих пунктах, поставляется преимущественно летнее дизельное топливо. Даже топливо европейских стандартов EN 590 по своим параметрам в подавляющем большинстве случаев является летним. Это подтверждает и структура экспорта различных видов дизельных топлив по температуре застывания в 2006 году.

Направление экспорта различных дизельных топлив по странам назначения и структура поставок по температуре застывания в 2006 году, тыс. тонн

Страна назначения

Вид топливавсего
летнеезимнееарктическоеEN 590не определено
Нидерланды4183,414-1201,9-5399,3
Великобритания3383,146,4-11,5-3441
Италия5342---210,75552,7
Турция3474,1---155,93630
Франция410,9--3360,433774,3
Казахстан385,3116,66,5-1,6510
Венгрия881,6----881,6
Украина1075--9,3-1084,3
Испания992,1--534,229,91556,2
Португалия20,9--140-160,9
КНДР100,8----100,8
Вьетнам145,4----145,4
Швеция17,9--262,3-280,2
Монголия141111,8---252,8
США235,1----235,1
Тунис159,2----159,2
КИТАЙ41,4----41,4
Южная Корея125,5----125,5
Израиль36,1----36,1
Швейцария364,4----364,4
Сирия364,2---175,7539,9
Сингапур630,2---74,8705
Финляндия47,515,2-208,2-270,9
Словения118----118
Эстония288,884,2-65,917,8456,7
Гонконг99,6----99,6
Дания0,1--238-238,1
Мальта71,8---87,7159,5
Кипр3,1--302,635,7
Киргизия64,722,3---87
Бельгия128,8--31,9-160,7
Норвегия---45,4-45,4
Гибралтар326,3---82,8409,1
Польша---95,412,1107,5
Аргентина132,3---28,5160,8
Ливан147,3----147,3
другие и не определены1934,610,5-3,1508,42456,6
Всего:25672,54216,56437,51391,533939

Источник: Федеральная таможенная служба РФ

Поскольку летнее дизельное топливо в структуре российского экспорта занимает подавляющую долю, то и структура его поставок несильно отличается от совокупной. Более того, учитывая подавляющие поставки топлив EN 590 во Францию, Голландию и Испанию – напрашивается вывод, что характеристики поставляемого топлива полностью соответствуют летнему топливу. В структуре поставок тех топлив, где в декларациях четко не прописаны марки (столбец «не определено») также преобладают летние сорта – так как поставки ведутся в Италию, Сирию и Турцию.

Можно заметить, что зимнее дизельное топливо поставляется преимущественно в Казахстан, Монголию и Эстонию, а арктическое в незначительных объемах только в Казахстан, что вполне объяснимо.

Скорректированная структура поставок представлена в таблице ниже.

Направление экспорта различных дизельных топлив по странам назначения и структура поставок по температуре застывания в 2006 году (скорректированная)

Страна назначенияВид топливавсего
летнеезимнееарктическое
Нидерланды5383,615,7-5399,3
Великобритания3394,546,5-3441
Италия5552,7--5552,7
Турция3630--3630
Франция3774,3--3774,3
Казахстан386,51176,5510
Венгрия881,6--881,6
Украина1084,3--1084,3
Испания1556,2--1556,2
Португалия160,9--160,9
КНДР100,8--100,8
Вьетнам145,4--145,4
Швеция25822,2-280,2
Монголия141111,8-252,8
США235,1--235,1
Тунис159,2--159,2
КИТАЙ41,4--41,4
Южная Корея125,5--125,5
Израиль36,1--36,1
Швейцария364,4--364,4
Сирия539,9--539,9
Сингапур705--705
Финляндия205,465,5-270,9
Словения118--118
Эстония351,2105,5-456,7
Гонконг99,6--99,6
Дания204,134-238,1
Мальта159,5--159,5
Кипр35,7--35,7
Киргизия64,722,3-87
Бельгия160,7--160,7
Норвегия40,25,2-45,4
Гибралтар409,1--409,1
Польша102,55-107,5
Аргентина160,8--160,8
Ливан147,3--147,3
другие и не определены2442,414,2-2456,6
Всего:25672,54216,533939

 Источник: Федеральная таможенная служба РФ, оценка АКПР

Однако, представленные в таблице выше данные и являются более точными, они основаны не только на таможенных декларациях, но и на собственных оценках.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование