РЫНОК УПАКОВКИ: тенденции 2008


Факторами, которые будут формируют рынок упаковки в 2008 г., остаются: реакция рынка смолы на рекордно высокие цены на нефть и газ, операции по слиянию и приобретению, а также консолидация упаковочных компаний для создания более крупных игроков, и постоянно увеличивающаяся шумиха по поводу экологической устойчивости.


На встрече с журналистами представители нефтяной отрасли жонглировали трехзначными цифрами, не подавая никаких разумных надежд на то, что скоро на горизонте замаячит снижение цен, и появятся новые пейзажи. “Роль нефти и газа в производстве смолы заключается в том, что они закладывают основу ценообразования”, - поясняет Билл Боуи, глава Resin Technology Inc. (RTi; Форт Уорт, Техас), консалтинговой компании по закупке смолы. Он добавляет, что рынок упаковки особенно чувствителен к изменениям затрат на сырье. “В области упаковки маржа очень и очень незначительная. В этой области практически нет добавления стоимости за счет обработки, позволяющего как-то выделиться по отношению к производителю, работающему через дорогу и старающемуся продать тот же продукт”.

Возможно, обработчики упаковки ждут 2008 г. с некоторым беспокойством, но в RTi считают, что в наступающем году возможно даже некоторое облегчение ситуации, во многом, благодаря планируемому расширению производственных мощностей в области полиэтилена (РЕ) и полипропилена (PP) на Ближнем и Дальнем Востоке.

По словам Скотта  Ньюелла, директора Rti по обслуживанию клиентов, любое снижение цен на полипропилен будет зависеть от ситуации с нефтью. “Наши возможности по степени снижения цен ограничены ценами на нефть и газ”, - говорит Ньюелл. - “Они как бы сдерживают рынок”. Несмотря на это, Ньюелл отмечает, что есть некоторые прогнозы снижения цен на пропилен до $0.10, из чего он делает вывод, что и цены на полипропилен могут снизиться, но, скорее всего, они будут в диапазоне до $0.10.

Что касается полиэтилена, то Майк Бёрнс, глобальный директор по полиэтилену в компании Rti, также прогнозирует потенциальное улучшение ситуации. “Небольшой спрос, переходящие запасы в строительстве и недостаток экспортных возможностей в 2008 году из-за увеличения глобальных мощностей должны снизить цены на полиэтилен в 2008 г.”, - утверждает Бёрнс.

Тем не менее, полиэтилен терефталат, похоже, не будет также дешеветь в будущем году, по мнению глобального директора по РЕТ компании RTi Майка Дьюсбери. “Хотя в США и было заявлено об увеличении мощности примерно на три миллиарда фунтов, большая часть этого не появится на рынке к 2009 году”, - говорит Дьюсбери. “Рост спроса поглотил большую часть мощностей, которые были добавлены за последние несколько лет, и поэтому 2008 год должен пройти относительно спокойно, по крайней мере, первая часть года”.

Знамение времени: поставщик упаковки Superfos недавно запустил в промышленное производство модифицированный 1200-мл контейнер, который позволит экономить 45 тонн смолы ежегодно при увеличении срока годности. Компания использовала свою технологию SuperSeal. Это было сделано, для  того, чтобы сделать пластмассу конкурентоспособной по отношению к металлу и стеклу.

Рост в области приобретения собственности в упаковочной отрасли

Вслед за годом крупных стратегических (покупка Rexam остатков пластмассового бизнеса O-I) и финансовых (покупка Blackstone Group Klöckner Pentaplast) приобретений в упаковочной отрасли, может произойти снижение активности на рынке слияний и приобретений в 2008 году из-за более жестких условий кредитования, но, по мнению аналитической компании Applied Market Information (AMI; Бристоль, Англия), высокий темп сделок, которые совершались на протяжении последних пяти лет, уже оказал свое влияние.

В соответствии с опубликованным 14 сентября отчетом, 50 крупнейших европейских компаний-производителей теперь находятся в частной собственности, по сравнению с только лишь одной, которая существовала в 2002 году. Такие изменения также сосредоточили власть в руках меньшего количества компаний, и 50 крупнейших компаний в настоящее время владеют примерно 40% всего бизнеса пластмассовой упаковки в Европе, по сравнению с теми 30% для первых 50 компаний, которые зафиксированы в 2002 году. Всего перечисленные AMI основные 50 компаний имели объем продаж более 21 миллиарда в 2006 году, обработав 7.7 миллионов тонн полимеров на более чем 650 предприятиях.

На той стороне  Атлантического океана также активность очень высока: BMO Financial Group сообщает, что объем сделок на рынке упаковки в 2006 г. достиг 351 сделки, что является увеличением на 5.5% по сравнению с 2005 г.

Выдерживаем борьбу за возобновляемость

В 2007 г. возобновляемость превратилась для многих производителей из расхожего слова в корпоративное кредо, что не могло не сказаться немедленно на рынке упаковки. Ниже показано, как два тяжеловеса, лидер розничной торговли Wal-Mart и владелец брендов Kraft Foods, обозначают свои приоритеты в области возобновляемости, причем Wal-Mart пошел еще дальше и ввел в 2008 г. свою собственную оценочную карточку.

По словам Дэвида Корнелла, основателя консультационной компании DD Cornell Associates LLC, Wal-Mart расширил традиционные ‘Три R’s’ reduce (уменьшение), reuse (повторное использование), и recycle (утилизация), до ‘Шести R’s’ , добавив еще: Renew возобновление (возобновляемая энергия при производстве и транспортировке), Revenue доходность (целью являются затраты), Read изучение (необходимо продолжать оценивать ситуацию). Корнелл и Роджер Целлнер, директор по возобновляемости и глобальной технологии и качеству в компании Kraft Foods, предложили заглянуть в будущее возобновляемой упаковки во время ежегодной Конференции по выдувному формованию (Толедо, Огайо, 10-11 октября) Общества инженеров по переработке пластмасс (SPE; Брукфилд, Коннектикут).

Оценочная карточка упаковки Wal-Mart Packaging Scorecard (бета-тестирование на небольшом количестве поставщиков в 2007 г., полные испытания проведены в 2008 г.) с соответствующими параметрами переменных участия в создании и транспортировки упаковки:

1. 15% выработка вызывающих парниковый эффект газов

2. 15% стоимость материала (изменяется)

3. 15% соотношение продукт/упаковка

4. 15% использование гранулирования

5. 10% транспортировка

6. 10% содержание утилизированного материала (после 2008)

7. 10% стоимость восстановления (возможны изменения)

8. 5% возобновляемая энергия

9. 5% инновации

Kraft разрабатывает стратегию достижения возобновляемости посредством ряда последовательных шагов

Целлнер рассказал собравшимся специалистам по выдувному формованию на конференции SPE, что для компании Kraft упаковка все еще должна защищать экологические инвестиции в продукт. Он сказал, что использование ресурсов для создания, например, сыра, который затем испортится из-за неадекватной упаковки, просто аморально. В компании предпочитают пути со снижением количества упаковки и ее утилизацией для повторного применения, причем конечной целью являются “возобновляемые материалы, которые производятся с использованием возобновляемой энергии”, но на пути достижения этой цели Кraft, и, следовательно, те, кто поставляет компании упаковку, должны сосредоточить свои усилия в трех областях:

1. Определение количества преимуществ для всего срока хранения

• Необходимо уменьшить количество отходов (захоронение, токсины, вода или газ, вызывающий парниковый эффект);

• или использовать меньше не возобновляемых ресурсов;

2. Применение возобновляемой технологии

• отрасль на основе биотехнологий

• ранние стадии разработки

3. Более долгосрочное внимание к непродовольственным продуктам (стебли кукурузы вместо зерен кукурузы, переход к биомассе для производства смолы и энергии)

• должна быть финансовая автономность

Newchemistry.ru