На рынке нефтяных масел


В июне 2007 г. Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков закончила работу по исследованию российского рынка нефтяных масел. Выдержки из данного исследования мы представляем на наших страницах.


Нефтяные масла используются практически во всех отраслях промышленного производства, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Без них не может обойтись авиация, армейская техника и флот. Структура и объемы потребления масел по качественному составу является агрегированным показателем развития страны, а по региональной структуре их потребления можно судить о степени развития того или иного региона.
Они представляют собой смеси высокомолекулярных парафиновых, нафтеновых углеводородов с небольшой примесью смолистоасфальтеновых веществ. В соответствии с областью применения масла подразделяются на смазочные (моторные, трансмиссионные, индустриальные и др.) и специального назначения (турбинные, электроизоляционные, вакуумные, компрессорные и др.).

Производство
Объем совокупного производства масел в 2006 г. увеличился примерно на 3,1%. Однако возросло производство далеко не во всех сегментах. Так снизилось (а частично было замещено импортом) производство моторных масел для карбюраторных двигателей, некоторых индустриальных масел, также сократился совокупный выпуск масел для компрессоров. Незначительно снизился выпуск трансформаторных масел…
С другой стороны, на НПЗ существенно возросли объемы производства товарных базовых масел, большая часть которых отправляется за границу, а часть модифицируется и фасуется на многочисленных небольших нефтемаслозаводах, эксплуатирующих блендинговые установки. На территории России действуют порядка 70-80 таких предприятий. Их роль и доля в структуре производства товарных масел в последние годы существенно возросла. Тем не менее, их вклад в совокупное производство масел остается незначительным.

Нефтяные компании наращивают экспортные поставки базовых масел
Поставки на внешний рынок базовых масел являются важнейшей составляющей экспорта масляной продукции. Помимо базовых масел как таковых, велик экспорт нелегированных индустриальных масел, которые также компаундируются иностранными получателями. Согласно исследованию Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков в 2006 г. объем экспортных поставок базовых масел увеличился, по сравнению с 2005 г., почти на 22%. Наибольшие объемы приходятся на марки SN-150 и SN-500.
Крупнейшими производителями экспортной продукции являются предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». В целом, доля этой компании в совокупном объеме традиционно составляет порядка 2/3 от совокупного объема. В 2006 г. она превысила 70%.
Объемы поставок бесприсадочных индустриальных масел, типа И-20А…И-50А, напротив, сократились в 2006 г. практически в полтора раза. В целом объемы их экспорта значительно уступают поставкам т.н. «базовых масел».
Традиционными рынками сбыта этого вида продукции являются Бельгия, Турция, Великобритания, Румыния, Финляндия, Нидерланды, другие европейский страны, а также Китай.

В общей структуре производства товарных масел (за исключением товарных базовых масел) преобладают моторные масла и нелегированные индустриальные масла. Последние, как и базовые, экспортируются в значительных объемах для последующей модификации.
В производстве моторных масел большая часть приходится на масла для дизельных двигателей: в 2006 г. она превысила 75%. На масла для карбюраторных двигателей пришлось около 23%, на авиационные масла – около 2%.

Экспорт
Около ¾ от совокупного объема товарных базовых масел поставляется за рубеж. Крупнейшие их получатели расположены в Бельгии, Турции, Великобритании, Китае, Румынии, Голландии и других европейских странах. Более 70% от совокупного экспорта базовых масел приходится на предприятия ОАО «Лукойл». Бывшие предприятия ОАО «ЮКОС» экспортировали в 2006 г. примерно 1/6 часть от совокупных объемов. Экспорт продукции ОАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС» составил немногим более 10%. Объемы других поставщиков – незначительны.
Главными зарубежными рынками сбыта российских масел, за исключением базовых, традиционно являются Казахстан и Украина. Этот факт связан с тем, что именно здесь в значительном количестве эксплуатируется оборудование, техника, автомобили «советского» производства. По мере их выбытия из эксплуатации, потребление российских масел в этих странах сокращается.
Преимущественно в 2006 г. поставлялась на экспорт продукция, произведенная на мощностях ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ОАО «СИБНЕФТЬ-Омский НПЗ», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», а также ОАО «СЛАНЕФТЬ-ЯНОС». На эти четыре предприятия в 2006 г. пришлось более 70% от общих экспортных поставок.

Импорт
Импортные поставки связаны в первую очередь с маслами для карбюраторных двигателей, а также трансмиссионными маслами. Импортируется в основном фасованная продукция. Динамика импорта коррелирует с динамикой роста численности автомобильного парка иностранного производства. При этом наряду с ростом импорта масел для карбюраторных двигателей, опережающими темпами возрастает импорт масел для дизельных, в том числе высокофорсированных, двигателей. В дальнейшем, возможно, импорт автомобилей и техники с дизельными двигателями будет возрастать, что повлечет за собой увеличение импорта масел для их эксплуатации.

Игроки и конкуренция
Несмотря на то, что сегмент масел для карбюраторных двигателей далеко не самый крупный, именно в нем разворачивается наиболее острая конкуренция, хотя бы потому, что доходность реализации фасованной продукции примерно вдвое выше, чем наливной. Именно здесь российскими нефтяными компаниями предпринимаются наиболее действенные меры по развитию бизнеса. Однако можно назвать ряд конструктивных шагов, главными из которых стало возникновение 100%-х дочерних компаний, осуществляющих производство, маркетинг и сбыт масляной продукции.

Совокупный выпуск нефтяных масел увеличился на 3,1% в 2006 г. Выпуск легированных масел снизился.
Согласно исследованию Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков объем совокупного производства масел в 2006 году увеличился примерно на 3,1%. Однако возросло производство далеко не всех типов продукции. В частности снизилось, а частично было замещено импортом, производство моторных масел для карбюраторных двигателей, некоторых индустриальных масел, также снизился совокупный выпуск масел для компрессоров. Незначительно снизился выпуск трансформаторных масел. С другой стороны, на НПЗ существенно возросли объемы производства товарных базовых масел, большая часть которых отправляется за границу, а часть модифицируется и фасуется на многочисленных небольших нефтемаслозаводах, эксплуатирующих блендинговые установки. На территории России действуют порядка 70-80 таких предприятий. Их роль и доля в структуре производства товарных масел в последние годы существенно возросла. Тем не менее, их вклад в совокупное производство масел остается незначительным.

Первой такой компанией стало ООО «ТНК-Смазочные материалы». При этом, стоит отметить, что по объемам выпуска масел активы ОАО «ТНК-BP Холдинг» сильно уступают компаниям «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ-НЕФТЬ», бывшим заводам «ЮКОСа», и даже давальцам, перерабатывающим сырье на «Ново-Уфимском НПЗ». Тем не менее, в компании считают этот бизнес весьма перспективным. Сейчас, благодаря эффективной рекламной политике, масла компании пользуются устойчивым спросом в нашей стране.
ОАО «ЛУКОЙЛ» предприняло такую реорганизацию лишь в ноябре 2005 г., когда было создано 100%-ное дочернее ООО «ЛЛК-Интернешнл», которому переданы управляющие функции в производстве и реализации масел. Сейчас «ЛЛК-Интернешнл» лишь закупает у Пермского, Волгоградского и Кстовского (ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез») НПЗ базовые масла, осуществляет их компаундирование и фасовку товарной продукции – на оборудовании самих заводов по договорам процессинга. В последующем планируется покупать вакуумный газойль и, также по процессингу, производить базовые масла и далее – по технологической цепочке.
Безусловно, выделение таких единиц демонстрирует увеличение концентрации внимания на масляном бизнесе не только в сегменте масел для бензиновых двигателей, но и товарных масел в целом. Однако эффективность работы таких подразделений зависит в первую очередь от воли «материнских» компаний инвестировать деньги в развитие масляного бизнеса. В частности, ОАО «ЛУКОЙЛ» в рамках генеральных схем развития направит до 200 млн. долл. в период до 2014 г. Однако сумма эта для модернизации всех трех НПЗ явно недостаточна. При этом другие производители серьезных инвестиций не планируют, и вряд ли стоит ожидать в скором времени коренного технологического перелома в производстве масляной продукции.

Подробнее с результатами исследования можно познакомиться в отчете в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок масел в России».

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков, www.akpr.ru