БИТУМНАЯ ЧЕРЕПИЦА: курс на замещение импорта


Современная битумная черепица производится по новейшим технологиям. Этот материал предоставляет широкие возможности для кровельных решений и является одним из лучших кровельных покрытий на отечественном строительном рынке.


 

Структура

Основа битумной черепицы — стеклохолст или стеклоткань, на которую на обе стороны нанесен окисленный или модифицированный битум. На лицевую сторону также наносят каменную или минеральную крошку, которая придает покрытию разнообразные цветовые оттенки и защищает его от климатических воздействий, обеспечивая длительный период эксплуатации. Нижняя сторона пластин гибкой черепицы представляет собой слой (как правило, более 50% площади поверхности) самоклеющегося модифицированного битума, защищенный специальной силиконовой пленкой. Для крыш с небольшим уклоном или имеющим основание, к которому нельзя крепить плитку гвоздями, применяется полностью самоклеющаяся плитка.

Состоит из:

1) Стеклохолст (стеклоткань)

2) Битум

3) Базальтовая посыпка (гранулят)

4) Самоклеющаяся битумно-полимерная масса

В большинстве случаев для лицевого слоя используют гранитную посыпку (гранулят), которая увеличивает срок службы материала и придает более эстетичный вид кровельному покрытию. Также применение гранулята позволяет использовать более широкую цветовую гамму. Ряд фирм применяют для лицевого слоя медные пластинки, что хотя и увеличивает стоимость изделия, в то же время расширяет возможности для дизайна.

Мягкая черепица, облицованная медным листом, имеет несколько отличную от обычных битумных плиток структуру.

Состоит из:

1) клеящая полоска

2) медная фольга

3) два слоя модифицированного битума

4) два слоя стеклоткани

5) облегченного покрытия

6) защитной пленки

Также некоторые производители используют металлическую (медная или алюминиевая) фольгу.

Структура внешней торговли


Увеличение объемов внешней торговли обусловлено нехваткой собственного производства гибкой черепицы, прямой зависимостью от импорта материала.

Таблица 1 Структура внешней торговли битумной черепицы в 2002-2006 гг

Показатель

2002200320042005 2006
Внешняя торговля, м2, в т.ч.486518137509092990317715651400948
Экспорт, м2404537107714184481380948
Импорт, м2482473137138185276116870831020000
Доля экспорта в объеме внешней торговли, %0,80,268,34,827,2
Доля импорта в объеме внешней торговли, %99,299,7491,795,272,8

Источник: По данным ФТС РФ

В России рынок битумной черепицы начал активно формироваться с середины 90-х гг. До этого времени потребление гибкой черепицы в России было незначительным. Начиная с 1999 г. спрос на этот вид продукции стал стабильно расти с ежегодным приростом около 60%. К концу 2002 г. общий объем потребления этого кровельного материала достиг 482,47 тыс м2.

В период 2002-2003 импорт битумной черепицы продолжал стремительный рост, увеличение составило 184% (888,91 тыс м2)

В 2003 году импорт гибкой черепицы достиг максимального уровня за последние несколько лет и уже в 2004 году поставки битумной черепицы в Россию значительно снизились. Это обусловлено открытием в 2004 году компанией TEGOLA своей фабрики по производству гибкой черепицы на территории России. Таким образом замещением части импортной продукции на российскую.

В связи с постоянным ростом потребительского спроса и увеличением строительства в 2005 году импорт битумной черепицы стал резко увеличиваться и к концу года составил 1687,08 тыс м2.

Диаграмма 1 Динамика импорта битумной черепицы в натуральном выражении за 2002-2006 гг, тыс м2

Источник: По данным ФТС РФ

В 2006 году импорт битумной черепицы снизился и составил чуть больше 1 млн м2. Это связано увеличением внутреннего производства битумной черепицы и замещением импортной продукции на отечественную.

Диаграмма 2 Динамика импорта битумной черепицы в стоимостном выражении за 1м2, долл

Источник: По данным ФТС РФ

При этом качественно меняется структура импортируемой черепицы. Ввозится в Россию все более и более дорогая продукция. В 2006 году стоимость одного квадратного метра импортируемой битумной черепицы увеличилась на 39% чем в 2005 году. Однако стоит отметить, что в данном случае мы анализируем таможенную стоимость, которая ниже реальной стоимости 1 м2 битумной черепицы примерно на 5,3 долл (на 155%), минимальная розничная стоимость 1 м2 импортной битумной черепицы в РФ составляет 8,7 долл США.

География импорта

Битумная черепица в 2005 году поставлялась на территорию России из 9 стран:

• Литва
• Финляндия
• Италия
• Бельгия
• Польша
• Канада
• США
• Франция
• Корея

Диаграмма 4 Сегментация объемов импорта битумной черепицы по странам импортерам в натуральном выражении
Объем -1,7 млн м2

Источник: По данным ФТС РФ

Наибольшее количество гибкой черепицы импортирует в Россию Литва – 65%, что составляет 1088 тыс м2. Это обусловлено расположение там завода «Gargzdu mida», который входит в состав корпорации «ТехноНиколь».

 Второе лидирующее место в поставках битумной черепицы занимает Финляндия, с объемом поставок 275 тыс м2. Финляндия является мировым лидером по производству битумной черепицы. В Финляндии расположены два крупнейших завода по производству битумной черепицы:

• Katepal

• Icopal

Третье лидирующее место занимает Италия с объемом импорта гибкой черепицы 225 тыс м2 (13,45%). В Италии находится основной завод по производству битумной черепицы «Тегола».

На долю остальных:

  Бельгия (компания «ИКО») импортирует в Россию 32,5 тыс м2 гибкой черепицы(1,96%).

  Польша («Икопал») – 25 тыс м2 (1,44%)

  Канада – 16,25 тыс м2 (0,95%)

  США («Certain Teed») – 8,75 тыс м2 (0,51%)

  Франция («Икопал») – 1,25 тыс м2 (0,1%)

  Корея чуть больше 300 м2 (0,02%)

Зарубежные поставщики

Поставками битумной черепицы на российский рынок занимается 10 компаний. Из них можно выделить 5 компаний:

• «Gargzdu mida»
• «Icopal»
• «Tegola»
• «Katepal»
• «Iko»

На долю выделенных компаний приходится около 98,4% импортированной в 2005 гибкой черепицы.

Диаграмма 5 Сегментация объемов импорта гибкой черепицы по компаниям-импортерам в натуральном выражении.
Объем -1,7 млн м2

Источник: По данным ФТС РФ

Лидером поставок гибкой черепицы на российский рынок является Литовская компания «Gargzdu mida», которая реализует свои материалы через холдинг «ТехноНиколь», так как входит в его состав. Доля поставок битумной черепицы данной компанией в натуральном выражении составила 65,1%, что составляет 1088 тыс м2.

Второе лидирующее место в поставках гибкой черепицы принадлежит компании «Icopal», которая импортировала 237,5 тыс м2 (14%). Компания «Икопал» производит сбыт своей продукции через официальное представительство в России «Икопал-россия»

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на территории России в 2005 году преобладала продукция литовской фирмы «Gargzdu mida», так как в России холдинг «ТехноНиколь» является крупнейшим предприятием, производящим кровельные материалы.

Курс на замещение импорта

Доля импорта на российском рынке битумной черепицы по нашим прогнозам в 2007-2010 годах будет продолжать снижаться. Данная тенденция основана на возможном замещении импортной продукции внутреннем производством.

Диаграмма 6 Прогноз импорта битумной черепицы в 2007-2010 годах, тыс м2

Источник: По данным АКПР

К 2010 году импорт битумной черепицы снизится на 44,2%, что составляет примерно 450 тыс м2.

Как уже отмечалось выше спрос на зарубежные материалы будет падать, так как качество материалов российского производства соизмеримо с качеством гибкой черепицы зарубежных производителей, а стоимость битумной черепицы отечественного производства примерно на порядок ниже.

Так же стоит отметь, что на конец 2006 года в России из двух лидеров рынка по производству битумной черепицы один завод («Тегола») имеет зарубежный уставной капитал. Кроме этого в 2007 году на территории России планирует запустить производство еще одна иностранная компания: «Икопал».


C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка битумной можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок битумной черепицы в России».


Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование