РОССИЙСКИЕ ШИНЫ: снизили обороты


Российская шинная отрасль в I полугодии 2008 оказалась в состоянии стагнации: по данным Росстата, производство легковых шин в стране снизилось с января по июнь на 0,1%.


Российская шинная отрасль в первом полугодии оказалась в состоянии стагнации: по данным Росстата, производство легковых шин в стране снизилось с января по июнь на 0,1%. При этом падение производства происходит на фоне физического роста рынка, ведь отечественный автопарк прирастает на 10—13% ежегодно. Сами производители объясняют спад высокими ценами на сырье.

Производство шин для легковых автомобилей в РФ снизилось в январе—июне на 0,1%, до 13,8 млн штук, сообщил вчера Росстат. Сократился и выпуск шин для грузовых автомобилей на 0,6%, до 5,57 млн штук, а рост наблюдался лишь в сегменте сельскохозяйственных покрышек — на 15,4%, до 956 тыс. штук.

Сами шинники подтверждают эту тенденцию. Крупнейший российский завод — «Нижнекамскшина» — вчера сообщил о том, что по итогам полугодия производство покрышек сократилось на 3%. По словам гендиректора управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим» Загита Шарафеева, слова которого приводятся в сообщении компании, снижение объясняется тем, что «рынок встал» из-за высоких цен на сырье. Поэтому сейчас «Нижнекамскшина» вынуждена работать «на склад».

Между тем, говорит один из участников рынка, главную лепту в снижение общеотраслевых показателей внесла Amtel-Vredestein, которая из-за проблем с поставками сырья была вынуждена приостанавливать работу предприятий. В Amtel-Vredestein также признаются в снижении производства, хотя и не приводят точные данные. «Мы не скрываем, что у нас есть финансовые проблемы, как раз из-за них у нас и было снижение производства в первом полугодии 2008 года, связанное с нехваткой сырья», — поясняет РБК daily замгендиректора Amtel-Vredestein Николай Халько. Компания «Сибур — Русские шины», недавно договорившаяся о слиянии с Amtel-Vredestein, отказалась комментировать ситуацию с производством.

Впрочем, эксперты называют и еще ряд причин стагнации отрасли, одна из которых — наступление импорта. С каждым годом доля «большой тройки» («Сибур — Русские шины», Amtel-Vredestein и «Нижнекамскшина») размывается импортной и локализованной продукцией, отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Станислав Август. О том же говорит и один из сотрудников торгового дома «Нижнекамскшины» «Кама-Центр», который указывает на агрессивную политику импортеров.

На фоне стагнации производства отечественных производителей импортеры чувствуют себя все лучше и неуклонно увеличивают свои продажи. Стоит отметить, что российский автопарк растет темпами порядка 10% в год, а продажи шин — примерно на 12%. Правда, большая часть этого прироста обеспечивается за счет импорта. При этом ино¬странные производители практически полностью оккупировали сегмент премиальных брендов класса А и увеличивают свое присутствие в сегменте В, оставляя российским компаниям бюджетный класс С. «Мы считаем российский шинный рынок очень важным для нас», — говорит вице-президент финской компании Nokian Tyres Раила Хиeтала-Хеллман. Финны собираются в этом году произвести в России до 8 млн шин, большая часть из которых будет реализована на местном рынке.

Однако эксперты все же считают, что нынешняя стагнация носит временный характер. «Производство шин в России будет расти. Есть устойчивый спрос на шины для коммерческого автотранспорта, который представлен в основном отечественными автомобилями, и спрос на них покрывается дешевыми отечественными покрышками», — считает Станислав Август. Кроме того, уверен аналитик, зарубежные производители будут развивать производ¬ство в России. Пока здесь выпускают покрышки только Nokian и Michelin, однако вскоре компанию им могут составить Goodyear и Continental. Кроме того, недавно было объявлено о создании СП между «Ростехнологиями» и итальянской Pirelli.

www.rbcdaily.ru