REACH: игра по новым правилам


13 декабря 2006 г. в Брюсселе (Бельгия) в 12 часов 31 минуту по местному времени при 529 голосов «ЗА», 98 «ПРОТИВ» и 24 «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» Европейский Парламент принял новое химическое законодательство – REACH регулирование (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals). 18 декабря REACH было подписано Президентом Европейского Союза и Президентом Европарламента. Как это отразится на конкурентоспособности российской химической продукции в Европейском регионе?

REACH (регистрация, испытание, экспертиза, ограничение выпуска) полностью изменит способы контроля за химикатами: с 1 июня 2007 г. в течение 11 лет будет протестировано около 30 тысяч химических веществ с целью определить, представляют ли они опасность для человеческого организма и окружающей среды.

Цели REACH:
• Стремление избежать химического загрязнения окружающей среды, сохраняя биологическую вариативность;
• Охрана труда рабочих, безопасность жизни граждан;
• Стремление к балансу  здоровья и экологии с конкурентоспособной, инновационной промышленностью Европы.
В соответствии с новой системой регулирования в области обращения химической продукции, все предприятия Евросоюза, производящие или импортирующие свыше одной тонны химических веществ в год, будут обязаны их регистрировать в центральном депозитарии.
REACH заменит более 40 документов действующего законодательства Европы. Среди основных принципиальных изменений – смещение бремени работы по доказательству безопасности химических веществ с государственных органов на компании, которые занимаются производством, импортом и использованием таких веществ.
Отсюда логично вытекает вопрос - как предотвратить недобросовестное предоставление информации о веществах, а также предприятиях и импортерах? В REACH решено внести дополнительные меры регулирования: проведение независимой экспертизы, которая будет проверять на свой выбор некоторые вещества (всего около 20  субстанций в год).
Согласно статистике, в настоящее время лишь 10% выпускающихся химических веществ подвергаются тщательной проверке. Это вызывает особую озабоченность в использовании  таких опасных веществ как  канцерогены, стойкие органические загрязнители, мутагенные вещества и прочее. Для них в новом законодательстве предусмотрена обязательная процедура получения разрешений. Чтобы получить такое разрешение, заявитель должен будет доказать, что использование данного опасного вещества  адекватно контролируется и что социально-экономические выгоды его применения превышают связанный с ним риск. Все такие вещества должны быть зарегистрированы к 2018 г.
Стоит обратить внимание на то, что Комиссия по разработке REACH утвердила проект неравносильного оформления регистрации химических веществ. Это означает, что уровень жесткости требований к оформлению регистрации будет зависеть не только  от уровня опасности, но и от количества импортируемого вещества. Так самые мягкие требования предъявляются к импорту 1-10 т вещества, затем 10-100, 100-1000 и самые строгие условия для  элементов, импортируемых в количестве 1000 и более тонн (менее тонны  вообще не подлежат регистрации).
Разработкой и внесением поправок к законодательству занималось девять Комиссий Европейского Парламента, Совет министров,  Комиссия по разработке REACH, 4 политические партии (EPP- ED, PES, ALDE, UEN), CEFIC (Европейский Совет химической индустрии) и другие общественные организации.
Основная причина создания нового законодательства – использование химических веществ, при изготовлении любой продукции, выходящей на рынок, в результате чего  новый законопроект затрагивает не только химическую отрасль, но и  всю европейскую индустрию.
С апреля 2007 г. начинает действовать Европейское химическое агентство (ЕХА), которое будет управлять основным регистром и отвечать за процесс регистрации и разрешения. Агентство  обоснуется в Хельсинки (Финляндия).
Возникает ряд вопросов в отношении согласования REACH с национальными законодательствами стран Европы, внешними странами, международными организациями. По слухам, будет подготовлена специальная директива, регламентирующая данные процедуры.
Кем будет Европейское химическое агентство: Министерством химической промышленности Европы или Агентством, контролирующим и регулирующим соблюдение REACH? Кабинет министров склоняется на сторону создания сильной, властной структуры. Однако здесь снова возникает сложность – чем крупнее становится Агентство,  тем более разветвленной становится его бюрократическая структура (планируется более 400 сотрудников), которая может значительно осложнить скорейшую реализацию программы, плюс автоматически необходимо будет  увеличивать  ресурсы на ее содержание и функционирование.  В целом, прямые и косвенные расходы, которые понесут индустрия и общество с введением REACH, могут составить 13-30 млрд. евро, а выгода в области охраны труда за 30 лет оценивается на данный момент в 17-54 млрд. евро.
Президент Европарламента Josep Borrell прокомментировал принятие  закона REACH: «Это один из самых сложных текстов в истории ЕС. Он устанавливает законодательное равновесие в здравоохранении и защите окружающей среды от рисков применения химических веществ, не угрожая европейской конкурентоспособности. Он предлагает гражданам ЕС полную защиту против множества токсичных веществ в каждодневной жизни  на территории Европы».

Основные поправки, принятые во втором чтении Европарламентом:
- Разрешение опасных веществ. Для производителей опасных веществ, вводится обязательство, о замене на более безопасное альтернативное вещество. Если альтернативы не существует, то производители должны будут представить научно- исследовательский план по обнаружению такой альтернативы ( период- 6 лет исследований), далее анализ в свете социально- экономических затрат и выгод;
- Регистрация веществ. Для веществ, с производством менее 10 тонн в год предоставляется период 12 лет для рекомендации включения веществ в регулирование и период 7 лет для злокачественных и мутагенных веществ. Усилены требования к оформлению интеллектуальной собственности на химические вещества;
- Требования к осторожности. Предусматривается, что производство, импорт, размещение на рынке веществ должны гарантировать разумно обозримые обстоятельства, не причиняющие вред  человеческому здоровью и окружающей среде. Это подразумевает сбор необходимой информации по рассматриваемым веществам  и передача рекомендаций по их использованию по всей цепи производства;
- Минимальное количество испытаний на животных в процессе регистрации химических веществ;
- Оценка веществ. Парламент назначает 2-х руководителей Европейского химического агентства, после их представления Комитету по экологии при Европейской Комиссии;
- Информационная связь. Предоставление общественности информации об опасных веществах, содержащихся в изделиях, по количеству 0.1% от полного веса изделия, по запросу заинтересованного лица. Рекомендовано создание на международном уровне европейского знака качества для химических изделий.
Следующей стадией после второго чтения должно стать утверждение в Совете Министров, где были одобрены доработанные поправки к закону. В дальнейшем разрабатываются регламентирующие и нормативные документы, так называемые RIP, куда войдут технические руководства и инструменты для промышленности и органов власти, регламентация работы Агентства, подготовительные действия Комиссии для REACH.

Руководство для промышленности  (RIP-3) включает в себя:
• Подготовка досье для регистрации;
• Руководство по проверке идентичности веществ;
• Руководство по обмену данными;
• Руководство по заявкам на разрешение;
• Руководство по SEA;
• Руководство по КиМ согласно СГС;
• Требование для изделий;
• Руководство для дальнейших пользователей;
• Требования к информации;
• Подготовка ОХБ.
В результате чего  законодательство REACH  вступает в силу ровно через 6 месяцев после принятия.   В это же время, то есть в  апреле-июне 2007 года, начинает свою работу и Европейское химическое Агентство.
Несмотря на то, что законодательство REACH планируется ввести только на территории Европы, очень остро стоит вопрос о соответствии российской химической промышленности международным стандартам и о конкурентоспособности отечественной химической продукции. Если предприятия  откажутся или не смогут  соблюдать нормы и правила REACH по всему циклу производственной цепочки, то доступ для российского экспорта на рынки стран Евросоюза будет закрыт.
Российский Союз химиков с помощью своих зарубежных партнеров давно отслеживает и информирует членов Союза о происходящих переменах в европейском законодательстве и сегодня, когда процесс формирования  закона завершен, и начался этап нормативно- практического оформления нововведений, необходимо начать серьезную работу по подготовке российской промышленности к функционированию в новых реалиях европейского рынка. При чем это касается не только химической промышленности, но и металлургии, автомобилестроения, упаковки, производства неорганических веществ, строительной промышленности, бумажной, производства целлюлозы, электроники.
В связи с этим Российский Союз химиков совместно с ООО «Деловая Россия» с участием РСПП пришли к выводу о необходимости начать всестороннюю подготовку бизнес-сообщества к принятию нового европейского законодательства и решили организовать постоянно действующую рабочую группу экспертов для проведения серии мероприятий под общей темой: «О выработке позиции российского бизнес- сообщества, в связи с принятием Европейским Союзом  законодательства «REACH». Вопросы и проблемы гармонизации российского законодательства с европейским законодательством и согласованной на глобальном уровне системой классификации и маркировки химических веществ (СГС)».
В процессе работы совместной рабочей группы был определен комплекс мероприятий, в который вошли организация конгресса, проведение ряда тематических семинаров.
Для этой работы решено сформировать Оргкомитет, в который вошли представители ООО «Деловой России», РСПП, Российского Союза химиков, крупных корпораций, МИД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  и постоянно действующею рабочую группу из экспертов промышленности, представителей ассоциаций, министерств и ведомств.
По результатам организационного заседания Рабочей группы было выработано Решение и План работы постоянно действующей рабочей группы.

Основные аспекты решения:
1. проинформировать участников бизнес- сообщества с участием международных экспертов о новом европейском законодательстве в области оборота химических веществ «REACH»;
2. создать предпосылки для прорабатывания положений и директив закона;
3. выработать проблемные области и оказать содействие бизнес- сообществу;
4. обратить внимание государственных структур на серьезность возникающих предпосылок по закрытию экспорта промышленных товаров на рынки Европы, и нахождения путей их решения;
5. и другие.

http://www.deloros.ru/