«ЕВРО» ИЗ ТАТАРСТАНА


Евро бывают разные. Это не только непривычно широкие купюры радужных цветов, но еще и классификация двигателей и автомобильного топлива. Последнее подразумевает под собой российские бензины экологического стандарта в линейке от "Евро-1" до "Евро-5". Первый "Евро" - "вне закона" с апреля 2006 года. Нижней допустимой планкой "чистоты" топлива по специальному техрегламенту "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам", стал "Евро-2". "Пятый" же - идеал, к которому призывает производителей бензинов документ.


 

Регламент - штука жесткая. В соответствии с ним, с 31 декабря 2008 года топливо-разадаточные колонки должны были подвергнуть остракизму и стандарт "Евро-2", с 2010 года - "Евро-3", а с 2013 года - бензин и дизтопливо стандарта "Евро-4". Срок жизни "Евро-5" ограничен не был.

 Каждая новая ступень "бензо-Евро" отличается от предыдущей более низким содержанием вредных примесей. В первую очередь, это "ароматика", в частности бензол, являющийся источником бензопирена (условный канцероген) в выхлопных газах. Кроме того, к примеру, бензин стандарта "Евро-4" лучше обеспечивает защиту топливной системы и двигателя от загрязнения и износа, увеличивает ресурс их работы.

Наверное, нововведение восприняли с энтузиазмом все, кроме разве что нефтеперерабатывающих заводов. Перед предприятиями, особенно с большой производственной историей, встала масштабная задача перевооружения мощностей и модернизации оборудования.

Впрочем, недавняя новость позволила многим российским НПЗ перевести дух в этом экологическом марафоне. А может, парламентарии, внявши их ропоту, пришли к выводу, что нефтеперерабатывающие мощности страны к переходу на новые стандарты качества топлива пока не готовы. Упразднение "Евро-2" отложили. На два года.

 Правда, с 2011-го, по словам замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, предполагается существенно перераспределить налоговую нагрузку на бензин таким образом, чтобы бензин низкого качества облагался акцизом по более высокой ставке, а ставка акциза на бензин стандартов "Евро-4" и "Евро-5" была снижена. Но это - через два года. А сегодня "ВиД" попросил представителей пока единственного в Татарстане НПЗ - ОАО "ТАИФ-НК" высказать свое отношение к правительственной инициативе.

 Оказалось - спокойно. Представитель пресс-службы компании Альбина Фатихова сообщила "ВиД", что все бензины, выпускаемые "ТАИФ-НК", уже соответствуют стандарту "четверки". Единственный на сегодня бензин стандарта "Евро-2" - это "Нормаль-80", но это объясняется лишь его ГОСТом (для 80-ки не предусмотрены третий и четвертый классы "Евро"). Выпуск его не прекращают, поскольку данная марка бензина имеет повышенный спрос для потребителей в сельской местности, и именно поэтому законодательную "отсрочку" здесь считают верным решением. "Кроме того, по показателю содержания серы выпускаемый бензин "Нормаль-80" соответствует классу "Евро-4" (до 50 ррm)", - поддержала репутацию "деревенского" топлива Альбина Рафасовна.

Напомним, что завод бензинов компании "ТАИФ-НК" изначально строился как крупнотоннажный комплекс, предназначенный для производства высококачественного автотоплива на базе установки каталитического крекинга. С пуском завода началось производство бензинов марок "Нормаль-80", "Регуляр-92", "Премиум-95". Изначально они соответствовали классу "Евро-2", а год назад, благодаря вводу в эксплуатацию дополнительного оборудования в рамках модернизации той самой установки, производимые бензины по своим свойствам (содержанию серы, бензола, ароматики и другим параметрам) легко выдерживали требования стандарта "Евро-4".

Кстати, соответствие "Евро-4" связано не только с "молодостью" завода (бензиновое предприятие ведет отсчет истории с 2003 года), а значит, и относительно новым оборудованием. Секрет оказался в передовых технологиях. В частности, в использовании новейшей технологии получения автобензинов с блоком сероочистки непредельных сжиженных газов, а также легкого бензина каталитического крекинга. Блок спроектирован ОАО "ВНИПИнефть" с использованием технологии ОАО "ВНИИУС". Плюс, разумеется, на качестве продукции сказывается регулярный ввод в строй новых мощностей и модернизация имеющихся. Уникальная схема позволила выпускать "четверку" по себестоимости "двойки", что и решило судьбу перехода на новую ступень.

 В перспективе компания планирует перейти на производство всего спектра выпускаемых топлив, соответствующих стандарту "четверки", а в дальнейшем - и стандарту "Евро-5".

Для справки. Среднесуточная отгрузка бензинов с завода "ТАИФ-НК" составляет 2000-2200 тонн, а иногда и до 3000 тонн. Основной объем реализации приходится на Татарстан через фирменные заправки "Татнефтепродукта", "Татнефти". География поставок разнообразна. Это европейская часть России и зарубежье: Нидерланды, Англия, Казахстан. В мае 2008 года на заводе бензинов ОАО "ТАИФ-НК" выпущен первый миллион тонн товарных бензинов.

 Кстати, Татарстан вообще претендует на лидерство и в сфере производства более чистого бензина. Так, на последней сессии Совета Нижнекамского муниципального района большое внимание было уделено охране окружающей среды при строительстве Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Тогда Хамза Багманов - генеральный директор ОАО "ТАНЕКО" (компания является заказчиком строительства комплекса), в частности, отметил, что снижение неблагоприятного воздействия Комплекса на природу будет обеспечиваться разными путями. К ним относятся не только применение передовых технологий переработки нефти, а также соблюдение жестких требований к выбросам при проектировании установок, но и производство моторных топлив стандарта "Евро-4" и "Евро-5".


www.e-vid.ru