КАЛИЙНЫЙ ИНТЕРЕС


Непское месторождение калийных солей с запасами 2,3 млрд т сильвинита включено в перечень объектов лицензирования на текущий год, сообщил представитель Роснедр. Ожидается, что месторождение может быть выставлено на конкурс уже этой осенью. Однако потенциальные инвесторы пока не спешат заявлять о своем интересе к проекту стоимостью не менее $2,5 млрд...


Непское месторождение может быть выставлено на конкурс уже в нынешнем году. Актив включен в перечень объектов лицензирования, сам перечень сейчас находится на утверждении в Роснедрах. Как рассказал представитель ведомства, сам конкурс по Непскому месторождению «при благоприятном стечении обстоятельств» состоится в октябре-ноябре. Победитель тендера будет отбираться по традиционным для конкурса критериям: научно-технический уровень программ освоения месторождения, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад инвестора в социально-экономическое развитие территории, эффективность программы по сохранению недр.

 Непское месторождение расположено примерно в 300 км от Усть-Кута. Его запасы составляют 2,3 млрд т сильвинита или 505 млн т оксида калия. Месторождение относится к Непскому калийному бассейну, который граничит с северными нефтегазовыми месторождениями Иркутской области, в частности Верхнечонским. Прогнозные ресурсы бассейна оцениваются в 70 млрд т сильвинитовых руд. В границах Непского месторождения выделены два рабочих пласта сильвинитов со средним содержанием хлористого калия 38,3% и 37,8%. Ранее заместитель руководителя Иркутскнедр Н. Суслов сообщал, что соли Непского месторождения «не уступают по качеству канадскому сырью, а по ряду параметров лучше калийных солей, добываемых на Урале».

 Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Рентабельными для разработки в России считаются лишь те месторождения, которые имеют запасы не менее 1 млрд т. По расчетам обладминистрации, на освоение Непского необходимо потратить около $130 млн. На строительство добывающего предприятия уйдет около двух лет. Тем не менее, эти затраты можно считать предварительными, поскольку в них не учтены расходы на создание 400 км железнодорожной ветки до месторождения.

 Проектная мощность месторождения может составить 2-3 млн т сильвинита в год. Если тонна сильвинита будет стоить около $80, то предприятие, разрабатывающее Непское, сможет получать от месторождения прибыль не менее $100 млн, отмечает обладминистрация.

 Ранее интерес к Непскому месторождению проявляли российские «ЕвроХим», «Сильвинит» и китайская «Цянь Шань», заявившая о готовности вложить в проект до $500-700 млн. «Нам интересны сырьевые активы, однако говорить об участии нашей компании в каком-либо конкурсе в будущем пока преждевременно», - пояснил начальник управления внешних связей ОАО «ЕвроХим» В. Торин.

 Начальник пресс-службы ОАО «Сильвинит» А. Субботин сообщил, что компания не будет участвовать в освоении Непского месторождения: «В марте мы выиграли на аукционе Половодовский участок с запасами 3 млрд т солей в Пермском крае. За этот актив компания заплатила рекордную сумму - 35 млрд руб. Теперь нам нет смысла распыляться по другим регионам».

 С этим мнением согласен и аналитик ИК «Тройка Диалог» И. Кленин, который напомнил, что «ЕвроХим» сейчас развивает Гремячинское месторождение в Волгоградской области. По его мнению, оценка обладминистрации по стоимости освоения месторождения занижена. «$130 млн - это может быть стоимость лицензии, а освоение месторождения с такими запасами при планировании добычи на уровне в 2 млн т калийных удобрений в год может обойтись в $2,5 млрд», - подсчитывает господин Кленин. По его мнению, реальным претендентом на Непское месторождение может стать «Уралкалий». Ранее гендиректор «Уралкалия» В. Баумгертнер говорил, что в случае выставления Непского месторождения на продажу, компания будет готова изучить предлагаемые параметры и определить свою позицию.

 «Пока информации мало, стоит подождать, когда объявят условия конкурса, тогда список претендентов станет понятнее, ведь для освоения месторождения требуется постройка железнодорожной ветки, что может серьезно увеличить стоимость проекта. К примеру, стоимость постройки 53-километрового объездного пути у Сильвинита составляет 9 млрд руб., из них 1 млрд инвестирует Сильвинит, остальное - РЖД и краевая администрация», - подчеркивает И. Кленин.


www.agronews.ru