«АВТОВАЗУ» НУЖНА ЗАЧИСТКА


Конфликт «Воскресенских минудобрений» и «Апатита» может ударить по российским автозаводам. Им не хватает химикатов, без которых невозможно красить автомобили.


 

Воскресенские минеральные удобрения«(ВМУ, входит в «УралХим») на прошлой неделе (4-10 августа 2008) объявили о снижении выпуска в августе фосфорной кислоты. Компания объясняет это сокращением поставок апатитового концентрата со стороны «Апатита» (входит в «ФосАгро»).

________________________________________

Дорогая кислота

С января 2007 г. по июль 2008 г. отпускная цена ВМУ на очищенную фосфорную кислоту выросла в 2,2 раза до 32 450 руб. за 1 т, жалуются в ФАС потребители. В августе она выросла до 42 480 руб.

________________________________________

«УРАЛХИМ»

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
Владеет контрольными пакетами акций ОАО «КЧХК», ОАО «Азот», ОАО «Воскресенские минеральные удобрения».

Выручка – $376 млн (МСФО за I квартал 2008 г.).

Чистая прибыль – $126 млн.

Владелец – Дмитрий Мазепин.

________________________________________ 

В этой ситуации появились первые пострадавшие. Как рассказал «Ведомостям» гендиректор тольяттинской компании «Экохим» (поставляет фосфатирующие составы предприятиям автопрома) Игорь Меньшиков, с конца июня, когда «УралХим» объявил о покупке 71% акций ВМУ, его компания испытывает проблемы с поставками фосфорной кислоты с этого предприятия. Несмотря на подписанный до конца года контракт, в июле ВМУ отгрузила «Экохиму» всего 10 т сырья вместо 130 т, отметил он. По словам Меньшикова, его предприятие поставляет фосфатирующие составы (используются для очистки деталей кузова перед окраской) на «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Камаз», «Sollers — Набережные Челны» (бывший ЗМА), Серпуховский автозавод. Причем «Экохим» является основным поставщиком этой продукции (занимает 4% на мировом рынке). Меньшиков говорит, что запасы кислоты у «Экохима» закончились и еще в прошлом месяце компания вынуждена была докупать сырье в Казахстане. «Сложившаяся ситуация ставит под угрозу производство наших клиентов», — резюмирует Меньшиков.

Сбои в поставках фосфатирующих составов «Экохимом» могут повлечь за собой остановку конвейеров «АвтоВАЗа», говорится в письме директора по закупкам автоконцерна Максима Полякова, отправленном в ВМУ 8 августа (письмо есть у «Ведомостей», его существование подтвердил сотрудник завода).

«Экохим» и еще два клиента ВМУ («Реатэкс» и Ступинский химзавод) 30 июля пожаловались на действия компании в Федеральную антимонопольную службу. Это письмо (также есть у «Ведомостей») подписал и генеральный директор Воскресенского НИУиФ Владимир Лембриков. НИУиФ осуществляет очистку фосфорной кислоты по контракту с ВМУ, которая потом идет «Экохиму» и другим клиентам. НИУиФ может остановиться, работу потеряют 160 человек, объяснил «Ведомостям» суть претензий Лембриков.

Представитель ФАС не смог прокомментировать ситуацию. Партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Григорий Чернышов говорит, что теоретически ФАС может обязать ВМУ возобновить поставки в адрес потребителей. Но этого не случится, если ВМУ удастся доказать, что она сократила их по объективным причинам — из-за снижения поставок апатитового концентрата, говорит юрист. Этим ВМУ сейчас и занимается. 7 августа компания направила письмо в ФАС с просьбой возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства против «Апатита». Ведь компания является 100%-ным монополистом на рынке производства апатитового концентрата, причем это производство рентабельно, говорится в письме (есть у «Ведомостей»). Так что «Апатит» не мог не предвидеть негативных последствий для конечных потребителей, утверждает ВМУ. Вдобавок компания подчеркивает, что Воскресенский НИУиФ является «дочкой» «Фосагро» и эта группа лиц хочет устранить ВМУ с рынка очищенных кислот в пользу другой своей компании — «Балаковских минудобрений», говорится в письме.

Представитель «Фосагро» возражает, что «Апатит» сократил поставки на законных основаниях: в договоре с ВМУ прописан опцион, позволяющий в любое время действия контракта сократить объем поставок в пределах 5% от годового объема. При этом поставки в адрес ВМУ позволяют последней обеспечить сырьем НИУиФ, подчеркивает он.

Представители «Камаза», ГАЗа и «АвтоВАЗа» от комментариев воздержались. Аналитик «Метрополя» Михаил Пак считает, что конвейер «АвтоВАЗ» все же не остановит, а будет закупать составы за границей. Но это приведет к повышению себестоимости, считает он.

www.vedomosti.ru