«ЗЕЛЕНЫЙ» ГОРОД: экология по-китайски


 Рядом с Шанхаем будет построен первый за всю историю Китая экогород, где весь транспорт будет работать на биотопливе, электроэнергия — генерироваться с помощью огромных солнечных батарей или ветряков, а воздух — очищаться, проходя через фильтровое заграждение по периметру города. 


Олимпиада, проходящая в Пекине, на время затмила все другие события в жизни Китая. Однако сразу после окончания соревнований китайцы займутся осуществлением большого экологического проекта. Рядом с Шанхаем будет построен первый за всю историю Китая экогород, где весь транспорт будет работать на биотопливе, электроэнергия — генерироваться с помощью огромных солнечных батарей или ветряков, а воздух — очищаться, проходя через фильтровое заграждение по периметру города.

Экологичный оазис получит название Донгтан и станет первым подобным городом на территории густонаселенного Китая. Все здания в нем будут строиться из энергосберегающих материалов, позволяющих в несколько раз снизить затраты электричества. Практически все отходы — до 90% — пойдут на переработку и последующее использование в качестве биотоплива. Сеть высокотехнологичных ферм на границах города отфильтрует воздух и удалит «технические» выбросы CO₂ (небольшая доля которых, несмотря на запрет обычных машин и заводов, все-таки будет иметь место). Жители этого экологического рая займутся исключительно экологичным производством, например выращиванием органических фруктов и овощей, которые, кстати, будут предназначены не только для местного использования, но и для промышленных центров Китая, где люди уже начали забывать вкус натуральной пищи.

«Экологический город можно построить и у нас. И подобные попытки уже были, — рассказал РБК daily доктор биологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. — В конце 80-х под Екатеринбургом был возведен поселок, «питающийся» энергией солнца. Однако проект экогорода требовал больших материальных вложений и на нашей почве идея не прижилась». Однако у восточного соседа России необходимость в радикальных экологических инициативах, по его словам, назрела в еще большей степени. «В Китае сосредоточена львиная доля мирового производства и практически все предприятия считаются «грязными». Например, каждый год из-за плохой экологии в этой стране гибнут более 800 тыс. человек. И эти цифры скорее всего сильно занижены. Ведь экологическая ситуация в Поднебесной оценивается как одна из самых худших в мире», — отмечает ученый.

План развития экогорода расписан вплоть до 2040 года, хотя в «эксплуатацию» он поступит в 2010-м — в год проведения международной торговой ярмарки Shanghai Expo. Под строительство отведено 86 кв. км, так что первый экологичный центр по площади будет как нью-йоркский Манхэттен. Только если в Манхэттене живет около 2 млн человек, в Донгтане поначалу разместятся всего 10 тыс. Однако к 2050 году правительст¬во страны планирует увеличить число жителей этого оазиса до 500 тыс. Место возведения «зеленого» города выбиралось очень тщательно, ведь в достаточно загрязненном и густонаселенном Китае найти подходящую территорию не так-то легко. Руководители проекта сошлись на том, что остров, расположенный в устье реки Янцзы, как нельзя лучше подходит для того, чтобы стать строительной площадкой. С одной стороны, остров — территория автономная и техногенные загрязнения там не так масштабны, как на «большой земле», а окружающая остров река служит естественным барьером, ограждающим Донгтан от экологически негативного воздействия извне. С другой, Донгтан будет расположен в зоне досягаемости и связан линией метро и автодорогой с Шанхаем. Однако одной из главный причин строительства экогорода именно в устье Янцзы являются престиж и высокая стоимость жилья в этом районе. Питер Хэд, директор проекта экогорода, отмечает, что Донгтан является «жизнеспособной моделью, которая в долгосрочной перспективе смогла бы привлечь международные инвестиции».

Пока же контракт, подписанный еще в августе 2005 года между британской компанией Arup Group, выступающей в качестве идейного вдохновителя и главного конструктора, и китайской индустриально-инвестиционной компанией Shanghai Industrial Investment Corporation, частично принадлежащей государству, предусматривает единовременное вложение 1,3 млрд долл. в строительство Донгтана и последующие финансовые вливания: например, общие вложения в строительство жилья и инфраструктуры для 50 тыс. человек составят 10 млрд долл.

Правда, критиков проекта экопоселения смущает его элитарность. «Приставка «эко» в определении этого проекта не совсем уместна. Скорее всего речь идет об элитном жилом комплексе «с фильт¬рами по периметру» для обеспеченных людей, — заявил руководитель Токсиче¬ского проекта «Гринпис России» Алексей Киселев. — Строить экогород в Китае, где 100% поверхностных вод не пригодны для питья, просто цинично.

И деньги должны идти прежде всего на решение подобных проблем и экологизацию производства, а не на создание городов для избранных». «Строительство даже нескольких «оазисов» не исправит общую экологиче¬скую ситуацию в регионе, — соглашается Алексей Яблоков. — Поэтому Китаю необходимо встать на путь Европы, которая экологизирует все сферы жизни в обычных городах, а не строит образцово-показательные экосити, за пределами которых люди продолжают задыхаться от дыма».

www.rbcdaily.ru