«СТРОЙТРАНСГАЗ» в УЗБЕКИСТАНЕ: ТЭО преткновения


 "Стройтрансгаз" потерял проект по модернизации Мубарекского ГПЗ в Узбекистане. Теперь должен состоятся новый тендер. Узбекистан ищет дешевого подрядчика или же проект модернизации ГПЗ станет объектом более масштабного сотрудничества с Россией?


В финальные документы, подписанные по итогам завершившегося вчера визита премьера Владимира Путина в Узбекистан, не вошел проект увеличения мощностей Мубарекского ГПЗ, тендер по которому в 2004 году выиграл "Стройтрансгаз". В прежней конфигурации проект Узбекистану стал неинтересен и по нему будет проведен новый тендер.

2 сентября 2008 в Ташкенте состоялась встреча между президентом Узбекистана Исламом Каримовым и премьером Владимиром Путиным (подробнее см. материал на стр. 3). Вопреки ожиданиям "Стройтрансгаза" в ходе визита не был разрешен спор между компанией и узбекскими властями по проекту увеличения мощностей Мубарекского ГПЗ.

__________________________

«Стройтрансгаз» - подрядчик

Выручка – 37,97 млрд руб. (2007 г., РСБУ), чистая прибыль – 428 млн руб.
Контролирующие акционеры неизвестны, по данным участников рынка, это структуры Газпромбанка (официально владеет 18,45%).

__________________________

В октябре 2004 года "Стройтрансгаз" выиграл тендер по увеличению производства сжиженного газа на Мубарекском ГПЗ. В результате объем выпуска должен достичь 11,79 млрд кубометров товарного газа в год, 270 тыс. тонн сжиженного газа и 70 тыс. тонн конденсата. Одобренная в 2004 году схема предусматривала создание СП, в котором 50% принадлежало бы "Стройтрансгазу", 50% — УДП "Мубарекский ГПЗ" (дочернее "Узбекнефтегаза"). Стороны обязались привлечь финансирование в размере $110,78 млн каждая. СП должно было стать собственником и оператором проекта. Возвратить вложения предполагалось за счет доходов от экспорта газа. В исходных документах срок окупаемости проекта не был оговорен. После выполнения сторонами взаимных обязательств СП должно было быть ликвидировано, а активы переданы в полную собственность УДП "Мубарекский ГПЗ".

Однако окончательное ТЭО, представленное узбекскими проектными организациями в мае на рассмотрение властей страны, содержало в себе ряд условий, которые "Стройтрансгаз" счел неприемлемыми. В частности, ТЭО ограничивало срок участия компании в СП 12 годами, что, по мнению "Стройтрансгаза", не позволяло окупить инвестиции. Стоимость проекта, по мнению компании, не отражает происшедшие с 2005 года изменения в ценах на металл, оборудование и услуги.

В последнюю неделю лета-2008 состоялся визит в Москву первого вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова, в ходе которого первый вице-премьер Сергей Иванов поднял вопрос о договоренностях со "Стройтрансгазом". Рустам Азимов ответил, что контракт в прежней форме Узбекистан тоже не интересует. По его словам, Ташкент проведет новый тендер по проекту, и "Стройтрансгаз" может принять в нем участие на общих основаниях.

Последняя надежда на возвращение к исходным итогам тендера пропала 2 сентября. Источник в "Стройтрансгазе" сообщил, что в итоговые документы визита Владимира Путина этот вопрос не вошел. Глава совета директоров "Стройтрансгаза" Александр Красненков отметил, что компания пока не приняла решения по участию в новом тендере. В "Узбекнефтегазе" и пресс-службе президента Узбекистана от комментариев отказались.

Аналитик ИГ "Капиталъ" Виталий Крюков отмечает, что объективно смета проекта должна была увеличиться с 2005 года ввиду инфляции стоимости материалов и сырья. С ним согласен аналитик Unicredit Aton Артем Кончин. Исходя из примеров увеличения затрат по таким проектам, как ВСТО, модернизация Киришского НПЗ, "Сахалин-2", он предполагает, что цены на оборудование и подрядные работы за последние три года утроились. По его мнению, узбекские власти либо решили воспользоваться услугами более дешевого подрядчика, например китайского, либо сделать проект модернизации ГПЗ объектом более масштабного сотрудничества с Россией. Он предполагает, что в качестве партнера может выступить ЛУКОЙЛ, активно развивающий газовые проекты в Узбекистане.

www.kommersant.ru