КОМПАУНДЫ: плата за вход |
Российский автопром нуждается в современных полимерных компаундах. Здесь у российских игроков есть все шансы занять достойную нишу. Но только при условии выхода на массовое производство. |
В последние несколько лет за счет строительства в России автосборочных предприятий ведущими мировыми автоконцернами выпуск автомобилей увеличился почти вдвое . В прошлом, 2007 году, на произведенные в России автомобили пришлось 40% рынка. Столь серьезный количественный и качественный скачок породил множество проблем в нашем автомобилестроении. Одним из самых острых вопросов является неразвитость отечественного производства автокомпонентов. Применение в автомобилестроении деталей и узлов, производимых на основе полимерных компаундов, с каждым годом расширяется. Соответственно, увеличивается и потребность рынка в них. Newchemistry, с просьбой рассказать о проблемах и перспективах данной индустрии, обратился к одному из известных пециалистов – Михаилу Львовичу Кацевману, директору по науке и развитию компании «Группа Полипластик».
- Михаил Львович, каковы сегодня темпы роста рынка полимерных компаундов в России? Кратко охарактеризуйте ситуацию на рынке. - Российский рынок компаундов растет не меньше, чем полимерный рынок в целом – примерно 20-25% в год. И в ближайшие 2-3 года ситуация вряд ли изменится в сторону снижения. В нашей стране развиваются, прежде всего, такие крупные сегменты рынка их потребления, как автопром, бытовая техника, строительные материалы. Любой производитель изделий , будь то отечественный или зарубежный, выбирая поставщика материалов исходит из критериев «цена/качество и надежность». Очевидно, что при обеспечении приемлемого качества, у российских производителей есть все предпосылки для успешного ведения бизнеса. Тем более, что при увеличении игроков на том или ином рынке имеет место снижение удельной рентабельности, что требует интенсивного роста объемов производства. Таможенно-логистические расходы – довольно существенный фактор. Я не могу назвать ни одну марку компаундов, которую технически мы могли бы делать не хуже западных компаний. Вопрос – в экономике производства… |
- Очевидно, здесь у российского производителя возникают определенные проблемы. Первая из которых – с сырьем… - Да, отечественные производители базовых полимеров сегодня работают на рынке в условиях дефицита. То есть, далеко не всегда возможно приобрести требуемое сырье (матрицу) в России в требуемых объемах. А делать компаунды из импортного сырья – экономически нецелесообразно. Легче просто ввести необходимый компаунд из-за рубежа. Другой вопрос – качество и стабильность отечественного сырья. Но и это решаемо (при условии не единичных, а крупнотоннажных поставок – от тысячи т/год). Я вообще не могу назвать ни одной проблемы, связанной с «нестабильностью» сырья, которую я нельзя было бы решить технически или организационно. Существуют сейчас в основном экономические факторы: маленький объем заказа, высокая цена… По опыту нашей компании скажу, что все полимерные матрицы, которые производятся на территории России, могут быть с успехом компаундированы на внутреннем рынке. По сути, сегодня у нас есть три матрицы – полипропилен, полиамид-6 и поливинилхлорид. (В скором времени появится также поликарбонат. Я не сомневаюсь, что в течение двух-трех лет начнут на его основе изготавливать компаунды должного качества.) Эти материалы можно использовать как матрицы, наполнять их и получать продукты, конкурентоспособные с зарубежными. На сегодняшний день по данным позициям импорт компаундов, в зависимости от различных сегментов потребления, составляет всего от 20 до 35%. - А как обстоят дела с наполнителями? - Наполнителей требуемого уровня качества сегодня в России почти не выпускают. А те позиции, которые есть, - достаточно просты. Производители пытаются копировать импортные аналоги, объявляют о новых проектах, но все, по большому счету, пока не очень успешно, за исключением стекловолокна и карбоната кальция. Конкурентоспособных наполнителей, по уровню качества соответствующих хотя бы азиатским продуктам, - в России сегодня очень мало нет. Тальк практически весь сегодня везем из Китая, CaСО3 – частично из Турции, дозированное стекловолокно - со всего мира (хотя оно, надеемся, должно появляться и на внутреннем рынке). А про различные модифицирующие добавки пока – говорить не приходится… Необходимость импорта наполнителей – опять же удар по экономике производителя компаундов. Импорт – это не только таможенно-логистические расходы, но и необходимость закупать в два-три раза большие объемы, и содержание больших складских остатков, и наличие соответствующих рисков. Но надо быть оптимистами и верить, что и этот сегмент будет заполнен . Есть спрос должно появится предложение, так было в РФ , по крайней мере, с различными товарами за все последние 15-17 лет. |
- Как обстоят дела с признанием российских компаундов зарубежными игроками, приходящими в тот же автопром или производство бытовой техники? - Из своего опыта скажу, что, за некоторыми исключениями, я никогда не сталкивался с нежеланием зарубежных компаний испытать в своем производстве российские материалы. Вопрос обеспечения требуемого уровня качества по приемлемой цене. Да, кроме того, чтобы освоить российский продукт, крупному мировому производителю еще нужно доказать, что ты можешь быть его поставщиком – то есть надежность поставок своего продукта. На это уходит 2-3 года. Путем проб и ошибок производитель компаунда находит свою нишу, завоевывает репутацию. Своеобразная, если хотите, «плата за вход» на рынок. При соответствующем научно-техническом потенциале, культуре производства и стремлении – этот вход вполне реален. Так, например, на сегодняшний день наша компания (« Группа Полипластик») поставляет 70% полимерных компаундов для российских заводов мирового лидера в области бытовой техники – компании Indesit (производство более 1,5 млн стиральных машин и 1,5 млн холодильников в РФ). Кроме того, мы начинаем работать и с большинством ведущих автомобильных компаний, реализующих в России свои проекты. Естественно, целесообразно делать далеко не все возможные компаунды. Важно, повторюсь, найти свою определенную нишу, в которой можно успешно работать и конкурировать. В частности, наша компания технически могла бы предложить потребителю много нового и оригинального. Но я, как директор по развитию, на сегодняшнем этапе отстаиваю, несколько иной подход к разработкам, Выжить и процветать в нашей отрасли возможно только в том случае, если мы освоим выпуск массовых продуктов. И на сегодняшнем этапе есть огромная почва для такого развития. Мы должны прежде всего воспроизвести тот марочный ассортимент, который был освоен в Европе еще 15-20 лет назад. Если же сделать какой-то уникальный суперматериал – с ним будет трудно добиться экономического успеха на мировом и внутреннем рынке. Эта задача - завтрашнего дня, надеюсь мы и до нее дорастем. |