Есть ли будущее у ДПКТ в России


Некоторые специалисты говорят о том, что в России экструзионные древесно-полимерные композиты не нужны, т.к. слишком дороги. Нам многое было не нужно. Зато теперь, эти  "ненужные" вещи мы  импортируем.


Действительно, почему в Америке,  в Европе  и  Азии экструзионные композиты   нужны,  а в России - нет?   Недавно я узнал, что предприятие по выпуску  экструзионных ДПК  построено даже в Мексике.

Экструзионные ДПК нельзя назвать дешевым материалом. По немецким данным (2005 г.) средняя цена профиля из древесно-полимерного композита  в Германии  составляет  приблизительно 0,9  евро за 1  кг. В   США - около  1 доллара.  Есть и значительно более дорогие продукты.

 

На  фото показаны  текстурированные декинги американской фирмы "Епох"

При плотности 1300 кг / м3  средняя цена композита  соответственно составит 1300 долларов за 1 куб.м, что  существенно  дороже обычных сортов древесины, но определенно  дешевле пластмассы.

Заметим, что приведены зарубежные цены. В России цена на ДПК должна быть примерно в два раза дешевле.

Часто делают  композитные доски  экономичной пустотелой  конструкции, но на  рынках  представлены и  цельные изделия.

 

На  чертеже изображены пустотелый и полнотелый  декинги, выпускаемые американской  фирмой "Техвуд", сечение доски 140 х 25 мм.

На рынке конструкционных материалов, как и в других сферах человеческих отношений, важную  роль играет  не только экономический расчет, но, как ни странно,  любовь и вера. Если нам что, то нравится, мы это любим, мы в это верим - мы покупаем, конечно, если   есть для этого деньги. Как говорил один мой югославский  друг " Хороший товар - сам себя продает".

Во что же верят  практичные американцы ? Они верят фактам.

Факт 1. Дерево лучше  пластмассы, металла и бетона.

Факт 2.  Древесина быстро гниет, если ее не красить. В течение  года она теряет товарный вид, в течение пяти лет - все остальное.

Факт 3. Краска  блекнет, а потом начинает облезать с древесины.

Факт 4. Краска стоит дорого, а покраска занимает много времени.

Факт 5. Красить дерево нужно регулярно. Если красить как следует, то старое покрытие нужно  удалять. 

Декинги из ДПК красить не нужно. Нет эксплуатационных расходов и нет головной боли.

В отличие от американцев, мы плохо знаем, что такое декинги. У нас есть свои увлечения:  например, мы  любим  заборы, особенно глухие.  ДПК вполне вписываются в  заборостроительные цены.

Интересны  и другие  ограждающие конструкции, – например, сайдинги. Как известно, пластиковые сайдинг и  вагонка, пришедшие недавно из-за рубежа,  протыкаются "невооруженным пальцем". А это уже не в наших традициях, мы любим все крепкое.

Сайдинг из ДПК делают в 3 раза толще винилового и это уже  не бутафория, а нормальный конструктивный элемент.

На строительном рынке  представлены четыре  базовых кровельных системы, у которых есть свои недостатки:

- асбоцементные изделия хрупкие, асбест  считается  канцерогеном,

- черепица  тяжелая и требует тщательного выполнения несущих кровельных конструкций,

- металл гремит под  дождем и, со временем, начинает ржаветь,

- битумная плитка  требует прочного фанерного настила и слишком хорошо горит.

В США  кровельные элементы из ДПК сразу получили рыночное признание. Целесообразно изучить этот опыт, включая кровельное покрытие, фронтонные обшивки, коньки, ветроотбойные доски, водоспуски, кровельные оконные системы и пр.

Всякие трубы ( дренажные, водосточные, канализационные ) тоже вызывают  интерес у специалистов,  т.к. при толщине стенки  более 2 мм  древесно-полимерные композиты  эффективней  обычной пластмассы.

В Европе нашли нашли новую значительную сферу применения ДПК - защитные городские и дорожные антишумовые барьеры (ограждения), см фото.   Эта позиция вполне может быть и экспортной.

 

В нашей стране  древесная  мука и базовые смолы стоят меньше, чем в Европе. Правда,   придется заплатить   за некоторые импортные аддитивы.  В целом    изготовление профильных деталей из ДПК  в России должно быть  несколько дешевле, чем в Европе.

У изделий из ДПК есть  специфический набор позитивных свойств :

- родство  с деревом,
- приличный внешний вид,
- сравнительно небольшая плотность,
- неплохая прочность,
- отличные  влаго- атмосферостойкость, при необходимости - и водостойкость.
- отсутствие усадки и коробления,
- легкость обработки,
- простота и легкость монтажа,
- экологичность,
- низкие эксплуатационные затраты.

Каждое из этих  свойства нетрудно объяснить  покупателям. По крайней мере, в них нет ничего заумного.

Более того, комплекс этих свойств делают  ДПК на термопластичных связующих  материалом уникальным. Т.е. он очень сильно отличается от всех известных нам конструкционных материалов.

Были ли в  деревообработки случаи, когда более дорогой новый материал, благодаря своим специфическим свойствам,  находил широкое применение. Таких историй много, например - фанера или  МДФ.  На рынке успех  завоевывается не только ценами, но и  качествами.

Можно привести пример с  лыжами. К началу 80-х  производство деревянных лыж  достигло высокой степени совершенства. В лыжный спорт  вкладывались большие средства. Для изготовления лыж  использовалась отборная древесина  и самое высокотехнологичное оборудование. Но,  внезапно появились пластиковые лыжи, которые стоили в несколько раз  дороже деревянных (45 - 100 руб. против 15 руб.) Они сразу стали популярными и  среди спортсменов и у обычных  покупателей. Люди поверили в то, что пластиковые лыжи лучше деревянных и это обеспечило им рыночный успех. То же  самое произошло с хоккейными клюшками, санками и  деревянными  удочками и т.д.

На потребительском рынке  вопрос  эффективности замены одного материала  на другой, в той форме, в которой  мы  его ставим  в промышленности, не вполне корректен.  Потребительские материалы  занимают свои ниши, а доли их  постепенно  меняются. Но один материал не заменяет другой, т.к. у каждого материала есть свои поклонники.

Кто-то  любит камень, другой дерево, третий предпочитает металл, а четвертый и то, и другое, и третье,  и это - его право. Психология потребителей во всех странах очень похожа, а разнообразные и качественные товары нужна на любом рынке. Важно, что бы было предложение.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка ДПКТ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок древесно-полимерных композиционных материалов в России».

www.polymery.ru