Есть ли будущее у ДПКТ в России |
Некоторые специалисты говорят о том, что в России экструзионные древесно-полимерные композиты не нужны, т.к. слишком дороги. Нам многое было не нужно. Зато теперь, эти "ненужные" вещи мы импортируем. |
Действительно, почему в Америке, в Европе и Азии экструзионные композиты нужны, а в России - нет? Недавно я узнал, что предприятие по выпуску экструзионных ДПК построено даже в Мексике. Экструзионные ДПК нельзя назвать дешевым материалом. По немецким данным (2005 г.) средняя цена профиля из древесно-полимерного композита в Германии составляет приблизительно 0,9 евро за 1 кг. В США - около 1 доллара. Есть и значительно более дорогие продукты.
На фото показаны текстурированные декинги американской фирмы "Епох" При плотности 1300 кг / м3 средняя цена композита соответственно составит 1300 долларов за 1 куб.м, что существенно дороже обычных сортов древесины, но определенно дешевле пластмассы. Заметим, что приведены зарубежные цены. В России цена на ДПК должна быть примерно в два раза дешевле. Часто делают композитные доски экономичной пустотелой конструкции, но на рынках представлены и цельные изделия.
На чертеже изображены пустотелый и полнотелый декинги, выпускаемые американской фирмой "Техвуд", сечение доски 140 х 25 мм. На рынке конструкционных материалов, как и в других сферах человеческих отношений, важную роль играет не только экономический расчет, но, как ни странно, любовь и вера. Если нам что, то нравится, мы это любим, мы в это верим - мы покупаем, конечно, если есть для этого деньги. Как говорил один мой югославский друг " Хороший товар - сам себя продает". Во что же верят практичные американцы ? Они верят фактам. Факт 1. Дерево лучше пластмассы, металла и бетона. Факт 2. Древесина быстро гниет, если ее не красить. В течение года она теряет товарный вид, в течение пяти лет - все остальное. Факт 3. Краска блекнет, а потом начинает облезать с древесины. Факт 4. Краска стоит дорого, а покраска занимает много времени. Факт 5. Красить дерево нужно регулярно. Если красить как следует, то старое покрытие нужно удалять. Декинги из ДПК красить не нужно. Нет эксплуатационных расходов и нет головной боли. В отличие от американцев, мы плохо знаем, что такое декинги. У нас есть свои увлечения: например, мы любим заборы, особенно глухие. ДПК вполне вписываются в заборостроительные цены. |
Интересны и другие ограждающие конструкции, – например, сайдинги. Как известно, пластиковые сайдинг и вагонка, пришедшие недавно из-за рубежа, протыкаются "невооруженным пальцем". А это уже не в наших традициях, мы любим все крепкое. Сайдинг из ДПК делают в 3 раза толще винилового и это уже не бутафория, а нормальный конструктивный элемент. На строительном рынке представлены четыре базовых кровельных системы, у которых есть свои недостатки: - асбоцементные изделия хрупкие, асбест считается канцерогеном, - черепица тяжелая и требует тщательного выполнения несущих кровельных конструкций, - металл гремит под дождем и, со временем, начинает ржаветь, - битумная плитка требует прочного фанерного настила и слишком хорошо горит. В США кровельные элементы из ДПК сразу получили рыночное признание. Целесообразно изучить этот опыт, включая кровельное покрытие, фронтонные обшивки, коньки, ветроотбойные доски, водоспуски, кровельные оконные системы и пр. Всякие трубы ( дренажные, водосточные, канализационные ) тоже вызывают интерес у специалистов, т.к. при толщине стенки более 2 мм древесно-полимерные композиты эффективней обычной пластмассы. В Европе нашли нашли новую значительную сферу применения ДПК - защитные городские и дорожные антишумовые барьеры (ограждения), см фото. Эта позиция вполне может быть и экспортной.
В нашей стране древесная мука и базовые смолы стоят меньше, чем в Европе. Правда, придется заплатить за некоторые импортные аддитивы. В целом изготовление профильных деталей из ДПК в России должно быть несколько дешевле, чем в Европе. У изделий из ДПК есть специфический набор позитивных свойств : - родство с деревом, Каждое из этих свойства нетрудно объяснить покупателям. По крайней мере, в них нет ничего заумного. Более того, комплекс этих свойств делают ДПК на термопластичных связующих материалом уникальным. Т.е. он очень сильно отличается от всех известных нам конструкционных материалов. Были ли в деревообработки случаи, когда более дорогой новый материал, благодаря своим специфическим свойствам, находил широкое применение. Таких историй много, например - фанера или МДФ. На рынке успех завоевывается не только ценами, но и качествами. Можно привести пример с лыжами. К началу 80-х производство деревянных лыж достигло высокой степени совершенства. В лыжный спорт вкладывались большие средства. Для изготовления лыж использовалась отборная древесина и самое высокотехнологичное оборудование. Но, внезапно появились пластиковые лыжи, которые стоили в несколько раз дороже деревянных (45 - 100 руб. против 15 руб.) Они сразу стали популярными и среди спортсменов и у обычных покупателей. Люди поверили в то, что пластиковые лыжи лучше деревянных и это обеспечило им рыночный успех. То же самое произошло с хоккейными клюшками, санками и деревянными удочками и т.д. На потребительском рынке вопрос эффективности замены одного материала на другой, в той форме, в которой мы его ставим в промышленности, не вполне корректен. Потребительские материалы занимают свои ниши, а доли их постепенно меняются. Но один материал не заменяет другой, т.к. у каждого материала есть свои поклонники. Кто-то любит камень, другой дерево, третий предпочитает металл, а четвертый и то, и другое, и третье, и это - его право. Психология потребителей во всех странах очень похожа, а разнообразные и качественные товары нужна на любом рынке. Важно, что бы было предложение. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка ДПКТ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок древесно-полимерных композиционных материалов в России». |