ДВЕ ПРАВДЫ АГРОХИМИИ: вопрос ценообразования


 Производителям минудобрений и поставщикам сырья так и не удается договориться о механизме ограничения роста цен минудобрений для внутреннего рынка. На сегодняшний день выкристаллизовалось 2 варианта решения поставленной перед комиссией задачи. Варианты эти существенно различаются не только по технике исполнения, но и по последствиям, которые возникнут как для производителей минеральных удобрений, так и для российских аграриев.


Созданная по инициативе первого вице-премьера Виктора Зубкова Межведомственная комиссия по обеспечению долгосрочного функционирования отрасли минеральных удобрений должна к 1 октября предложить механизм насыщения отечественного рынка удобрениями по доступным для села ценам.

 На сегодняшний день выкристаллизовалось 2 варианта решения поставленной перед комиссией задачи. Варианты эти существенно различаются не только по технике исполнения, но и по последствиям, которые возникнут как для производителей минеральных удобрений, так и для российских аграриев.

Первый вариант озвучен компанией «ФосАгро» и косвенно поддержан Федеральной антимонопольной службой. Он сводится к простой идее - по фиксированным, невысоким ценам, переработчики получают концентрат, необходимый для производства той части удобрений, что идет на внутренний рынок. При этом и сами цены на такие удобрения тоже должны быть фиксированными и обеспечивать производителю разумный уровень рентабельности. Сырье, предназначенное для производства удобрений, продаваемых по свободным рыночным ценам за рубеж, должно приобретаться по рыночным ценам, близким к мировым аналогам.

Второй вариант предложен и активно лоббируется крупнейшими экспортерами минеральных удобрений ОАО «Акрон» и ОАО «ОХК УралХим». Суть их предложений в том, чтобы принудительно зафиксировать цены на один из видов сырья для минеральных удобрений - производимый в стране апатитовый концентрат. Якобы это позволит добиться снижения цен на удобрения. Одно из основных требований этих компаний - запретить рекомендованную ФАС биржевую торговлю частью производимых объемов апатитового концентрата, свободного от контрактных поставок.

«Акрон» и «УралХим» предпочитают не акцентировать внимание на том, что средневзвешенная цена, установленная в ходе биржевых торгов, для отечественных потребителей составила 2422 рубля за тонну, что всего на 10% больше цены, установленной ФАС для контрактных поставок концентрата отечественным потребителям. При этом на мировом рынке минеральные удобрения подорожали примерно в 2,5-3 раза за полтора года. По сути второй вариант ведет к сохранению ситуации, в которой ведущие экспортеры по-прежнему будут получать сверхприбыли за счет дешевого сырья, не давая ничего отечественным аграриям. Видимо, «Акрон» и «УралХим» надеются, что это очень показательное обстоятельство утонет в волнах раздуваемой ими дискуссии.

 Накануне эти две компании выступили с совместным заявлением, основная цель которого - не допустить возобновления биржевых торгов апатитовым концентратом и принудить ФАС к замораживанию цен на апатитовый концентрат.

 Как сообщают некоторые СМИ, в заявлении «УралХима» и «Акрона» содержится ряд фактов, несоответствующих действительности. Один из ярких примеров - якобы «прибыль ОАО »Апатит« от необоснованного повышения цен составляет сотни процентов». Хорошо известно, что прибыль «Апатита» поддерживается на уровне 20-25% исключительно усилиями холдинга «ФосАгро», без которых «Апатит» давно бы обанкротился. И здесь уместно напомнить, что холдинг «Акрон» в I полугодии 2008 года увеличил свою чистую прибыль в 9,8 раза и она составила 1,05 млрд долларов. Это к вопросу о том, что «Акрон» якобы (как утверждается в заявлении) не имеет «иного выхода для покрытия дополнительных издержек, кроме увеличения цен на конечную продукцию». С какой стати производитель сырья и отечественные аграрии должны обеспечивать «Акрону» такой уровень сверхприбыли - совсем не понятно.

 «УралХим» и «Акрон» - это не просто экспортеры. Это, если так можно выразиться, элитные экспортеры. Они продают за рубеж не просто удобрения в традиционном смысле, а специально подобранные для конкретных рынков питательные смеси, для производства которых внедрялись особые технологии. Этот товар никому в России не нужен, поскольку он жестко сориентирован на конкретные западные рынки.

Например, «УралХим» освоил производство целой гаммы специальных серосодержащих удобрений, весь объем которых полностью уходит в Европу. В свою очередь, «Акрон» сделал ставку на два вида сложных удобрений, один из которых идеально точно подогнан под потребности рисоводства в Китае, а второй - под нужды ирландского картофелеводства.

Таким образом, реализация подхода «УралХима» и «Акрона» гарантирует насыщение рынков Европы и Азии качественным товаром, полученным из дешевого, отечественного сырья. А добавленная стоимость, созданная трудом заполярных шахтеров и химиков, будет и дальше присваиваться экспортерами.

Напомним, что эти компании хотят перерабатывать в сумме почти 2 млн тонн концентрата в год и настаивают на его поставках по фиксированным ценам. При этом более 80% удобрений «Акрона» и «УралХима» гарантированно уйдет на экспорт по свободным рыночным ценам. Таким образом, не неся никакой ответственности перед отечественными аграриями, эти компании добиваются режима работы, гарантирующего им получение сверхприбыли за счет отечественного производителя сырья.

 Реализация подхода «ФосАгро», а к этому варианту с большей вероятностью склоняется Межведомственная комиссия, гарантирует насыщение отечественного рынка минеральными удобрениями по ценам, доступным для российских аграриев. А сырье для производства экспортного товара должно приобретаться по рыночным, ничем не регулируемым ценам. При этом и ОАО «Апатит» получит средства, необходимые для воспроизводства и развития его рудно-сырьевой базы, что послужит ключом к стабильному развитию всей минерально-химической отрасли России.

Глава ФАС РФ считает неприемлемым сохранение существующих цен на сырье для удобрений

Руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Игорь Артемьев считает неприемлемым сохранение существующих в РФ цен на сырье для производства удобрений.

«Производители сложных удобрений хотят получать дешевое сырье, хотят, чтобы ФАС устанавливала фиксированную цену. Мы говорим - это неправильно», - сказал он на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» во вторник.

По словам главы ФАС, Россия экспортирует 80% удобрений, цены на которые за последние 4 года выросли в 8 раз. «Вопрос - должна ли цена на апатитовый концентрат тоже вырасти в 8 раз? Я говорю - да, может быть», - сказал он.

Он напомнил, что ранее ФАС обязала «ФосАгро» поставлять на внутренний рынок апатитовый концентрат по фиксированной цене в 2,232 тыс. рублей за тонну в объеме 50% от потребности производителей сложных удобрений. «Это заведомо больше, чем требовалось производителям сложных удобрений для поставок на внутренний рынок», - сказал он.

При этом производители, по его словам, получив дешевое сырье, мало того, что «прекрасно все это отэкспортировали, так еще умудрились на 225% поднять цену на внутреннем рынке». «Компания »Акрон« (РТС: AKRN) и другие, которые сейчас больше всех кричат, подняли цену в 2 раза на внутреннем рынке по сложным удобрениям, хотя сырье выросло на 39%», - отметил он.

По словам И.Артемьева, «они (производители сложных удобрений - ИФ) хотят, как и раньше, получать сырье по социалистическим ценам, а экспортировать по капиталистическим».

Глава ФАС также выразил мнение, что рост цен на апатитовый концентрат на бирже является объяснимым явлением:. «Биржевые торги апатитовым концентратом - не что иное, как экспортные контракты, так как внутренний рынок закрыт прямыми поставками». «Поэтому, когда цена выросла до 11 тыс. рублей и даже до 18 тыс. рублей за тонну - ничего страшного не случилось. Просто производители концентрата получают свою справедливую долю в экспортных поставках. Так должно быть - иначе цепочка разрушается», - считает И.Артемьев.

Отвечая на вопрос, как, по мнению ФАС, должна формироваться цена на удобрения до 2012 года, он отметил: «Если цена будет такая, как на мировых рынках, то есть как минимум в 4 раза, а на самом деле от 4 до 12 раз выше, понятно, что это крах». С другой стороны, установление в РФ фиксировано низких цен может привести к появлению большого количества посредников и спекулянтов. «Значит, истина где-то посередине», - сказал он.

По мнению главы ФАС, одним из механизмов обеспечения внутреннего рынка минеральными удобрениями могла бы стать биржевая торговля. «Мы не спорим с регулятором, который закрыл торги, но мы спрашиваем - зачем?», - сказал он. «Если бы мы через биржу распределяли все то, что касается внутреннего спроса, и регистрировали все контракты на бирже, а биржу обязали бы законом размещать в системе Интернет, кто получил и по какой цене - почему так не сделать?», - считает И.Артемьев.

В любом случае, по его мнению, «экспортные контракты на наших биржах должны быть по всему периметру». «Во всех случаях, когда наша страна производит больше, чем потребляет, заставлять торговать их здесь за рубли, чтобы не было перекупщиков на наших границах, и чтобы налоги платились здесь, в России, нужно обязательно. Это и прозрачность, и налоги и устранение этих самых посредников», - добавил глава ФАС.

Как сообщалось, 2 сентября Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приняла решение приостановить биржевые торги апатитовым концентратом на НП «Московская фондовая биржа» (МФБ) и ЗАО «Универсальная коммерческая биржа »Юмекс". ФСФР сообщила о многочисленных жалобах участников биржевых торгов на рост цен, складывающихся в процессе торгов сырьем для производства минудобрений, в первую очередь, апатитового концентрата.

Ранее также сообщалось, что производители удобрений и сырья для их производства к 1 сентября должны представить на рассмотрение межведомственной комиссии по обеспечению функционирования отрасли минудобрений варианты ценообразования до 2012 года. Производители сырья до 2012 года предлагают установить дисконт на сырье, которое идет на производство удобрений, поставляемых российским сельхозпроизводителям. В частности, на 2009 год предложено установить дисконт в 30% от экспортной цены, на 2010 год - в 20%, на 2011 год - в 10%.

Потребители выступают против этого, предлагая увеличивать цены на сырье на уровень промышленной инфляции.

По материалам «Известия»