ВОСТОК ИЗМЕНИТ СЕВЕРУ С ЮГОМ


  Новороссийский морской торговый порт может стать альтернативой Большому порту Санкт-Петербурга для обработки части контейнерных морских перевозок с Китаем. Об этом заявил на 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерных и интермодальных перевозок заместитель руководителя представительства компании «Евросиб – Логистика» в Пекине Майкл Чжао. Он видит причину в нехватке терминальных площадей на территории Северной столицы. Однако эксперты полагают, что Новороссийский порт может оттянуть на себя не более 10% контейнерооборота порта Петербурга.  


  Китайцы ищут альтернативу петербургскому порту 

 

В начале сентября 2008 на 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерных и интермодальных перевозок Майкл Чжао отметил тенденцию изменения китайско-российских морских контейнерных грузопотоков. В своем выступлении он отметил, что главный российский контейнерный порт — Санкт-Петербург — перегружен. И уже сегодня используется путь доставки китайских грузов через Новороссийский порт. «Набирает популярность схема доставки китайских грузов через румынский порт Констанца до украинского Ильичевска и российского Новороссийска», — сообщил Майкл Чжао.

Участники рынка полагают, что дорожная сеть Новороссийска и пропускная способность его терминалов не способны кардинально изменить ситуацию с грузопотоками в Петербургском порту

Фото: ВАСИЛИЯ ДЕРЮГИНА


 Причина тенденции, по мнению господина Чжао, кроется в нехватке терминальных площадей в Санкт-Петербурге. Сами участники петербургского рынка морских перевозок подтверждают наличие дефицита площадей, дорог и инфраструктуры, но эта проблема возникла уже давно. Пока же ожидается открытие контейнерного терминала в порту Усть-Луга с пропускной способностью 3 млн TEU, который смог бы решить проблему нехватки терминальных площадей. Введение первой очереди планируется в этом году.

 По оценке экспертов, почти 90% контейнерных грузов, принимаемых в Большом порту Санкт-Петербурга, приходится на Китай. По информации Северо-Западного таможенного управления, из стран дальнего зарубежья по стоимостному объему импорта через порты СЗФО первое место принадлежит Китаю — $3,566 млрд. За последний год доля Китая выросла с 12% до 14,9%, стоимостный объем увеличился в 1,5 раза.

 Большие океанские суда из Китая везут грузы в узловые порты Европы, такие как Гамбург и Роттердам, откуда уже на фидерных судах они поступают в порт Санкт-Петербурга. Как рассказал „Ъ“ Дмитрий Васильев, руководитель компании ARIVIST Logistics Overseas GmbH (Гамбургское отделение таможенно-логистического холдинга ARIVIST), в порту Гамбурга обрабатывается около 40% контейнерооборота Санкт-Петербурга.

 Объем перевалки контейнеров в январе – июле 2008 года Большого порта Санкт-Петербург вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 1,14 млн TEU. Ожидается, что в этом году Большой порт Северной столицы обработает 2 млн контейнеров против 1,68 млн за прошлый год. За первое полугодие 2008 года в Новороссийске контейнерный грузооборот составил 215 тыс. TEU, что на 40% превысило показатель за тот же период прошлого года.

Сергей Семенов, директор по развитию ООО «Морстройтехнология», полагает, что Новороссийский порт сможет максимум оттянуть на себя 25% от контейнерооборота Санкт-Петербурга. Дмитрий Васильев прогнозирует и того меньше. «Вряд ли порт Новороссийск сможет взять на себя больше 10 процентов от контейнерных морских перевозок Санкт-Петербурга. Теоретически возможно, что Новороссийский порт наладит с Китаем прямые судоходные линии.

Однако, во-первых, порт в Новороссийске ограничен пропускной способностью Босфорского пролива, который смогут пройти не все океанские суда.

Во-вторых, сами производительные компании, находящиеся в районе Санкт-Петербурга, не заинтересованы в том, чтобы детали и комплектующие доставлялись к ним через Новороссийский порт. Дорожная сеть и пропускная способность существующих сегодня в Новороссийске терминалов не способны кардинально изменить ситуацию с перераспределением морских грузопотоков в пользу Новороссийска. Тот рост контейнерооборота, который возможен в Петербурге в будущем, может перенять на себя украинский Ильичевск», — говорит господин Васильев.

www.kommersant.ru