ПЕРСПЕКТИВЫ АГРОТЕКСТИЛЯ В РОССИИ


Традиционно продукция сельскохозяйственного назначения  рассматривается как неперспективная в силу неплатежеспособности аграрного сектора. Агротекстиль известен на нашем рынке еще с советских времен. Однако широкого распространения так и не получил.


Объемы потребления агротекстиля долгое время оставались ничтожными. Впрочем , как и ничтожными были объемы потребления любой промышленной продукции, имеющей сельхозначначение.  Сенажные пленки или любые другие сельскохозяйственные пленки (содержащие светостабилизирующие добавки) в России практически не выпускаются. Геосинтетические материалы используются в очень ограниченном объеме. В качестве укрывных материалов по-прежнему используется самая дешевая пленка общего назначения.

Такая  ситуация связана как с неплатежеспособностью сельхозпроизводителей, так и со сложностью организации системы сбыта частным лицам. Как доставить продукцию в каждый город, в каждое село. Длина торговой цепочки влечет неизбежное увеличение цены на каждом этапе, что, в конечном счете, делает продукт не привлекательным для потребителя.

Так было многие годы. Конечно, уровень потребления растет. Даже можно сказать, что рост рынка идет быстрыми темпами.  Ежегодный прирост в последние годы составлял около 34%. Однако объемы использования агротекстиля оставались настолько ничтожными, что говорить о каком-то рынке вряд ли приходилось. Объем потребления агротекстиля на российском рынке по итогам 2007 года составил 2,3 тыс.тонн.  При этом нужно заметить, что в основном это материал очень сомнительного качества. Так мы и жили. Нет спроса на агротекстиль, нет и предложения. Нет предложения, нет и спроса.

Но вот в 2008 году ситуация начинает меняться. Один из крупнейших производителей нетканых материалов – израильская компания «Авголь», - запустила в Тульской области линию по производству термокрепленного спанбонда мощностью 10 тыс.тонн в год. Одно из направлений сбыта – агротекстильные полотна.  «Авголь» предложил российскому рынку достаточно широкую товарную линейку и самое главное – принципиально иное качество агротекстиля. Сейчас в ассортименте большинства торговых организаций, предлагающих товары для сада и огорода, значатся полотна именно этой израильской компании.

Летом этого года с похожей линией на рынок вышел еще один производитель агротекстиля – «Регент». Сейчас уже два игрока будут, поставляющих продукт очень высокого качества, будут «делать» рынка. Нельзя сказать, что они возьмут на себя все издержки первопроходца. Все-таки был и есть «Сибур –Геотекстиль».  Долги е годы он в одиночку старался сформировать рынок. Но там речь шла  о принципиально ином качестве продукта и принципиально иных объемах. Сейчас же «Авголь» и «Регент» придадут рынку невиданный импульс. Значимые объемы агротекстиля будут расходиться по стране. Все большему числу сельхозпроизводителей, сельских жителей, дачников данный укрывной материал будет попадаться на глаза. На рынках, в больших и маленьких магазинах. Значит, будет стремительно расти спрос.

Это означает, что у других производителей спанбонда (до 60 г. на кв. м.) появляется новый рынок сбыта своей продукции. Особенно актуальным этот вопрос становится в этом году после единовременного выхода на рынок большого количества производителей спанбонда. А на стадии реализации находится еще шесть проектов по производству термокрепленного спанбонда. Можно предположить, что вышедшие и выходящие на рынок производители спанбонда будут испытывать значительные проблемы с загрузкой мощностей.

Агротекстиль – это одно из решений данной проблемы. Для того, чтобы освоить выпуск агротекстиля для производителей термокрепленного спанбонда необходим лишь модуль для пропитки полотна светостабилизирующими добавками. Агротекстиль – это уже принципиально иная маржинальная стоимость продукта.

Можно также ожидать в ближайшее время появления игроков, которые будут пропитывать чужое полотно. Т.е. они будут закупать спанбонд, пропитывать светостабилизатором и поставлять на рынок уже агротекстиль. Прежде всего, такой бизнес будет интересен для компаний, так или иначе связанными с торговлей продукцией для сельхозработ.

Сложно сказать, насколько приживется такой бизнес. Но какое-то количество таких компаний обязательно будет.

Вкупе же все названные факторы будет способствовать внедрению агротекстиля в повседневную практику. Будет больше игроков, формирующих предложение, - будет формироваться спрос. Рост спроса будет в свою очередь стимулировать новых игроков. «Снежный ком» запущен.

С анализом российского рынка агротекстиля Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок агротекстиля в России».

www.newchemistry.ru