ДОСТИГНУТЬ REACH И НЕ ПРОГОРЕТЬ


С июня 2008 Евросоюз ввел новый технический регламент по химическому составу импортируемой и производимой продукции. Эта новая химическая политика ЕС предполагает, что обращение любых химических веществ на территории Евросоюза будет разрешено только в случае их регистрации в Европейском химическом агентстве.


С июня 2008 года Евросоюз ввел новый технический регламент по химическому составу импортируемой и производимой продукции - так называемый REACH (“Регистрация, Оценка, Разрешение и ограничение Химических веществ”). По сути, это новая химическая политика ЕС, предполагающая, что обращение любых химических веществ на территории Евросоюза будет разрешено только в случае их регистрации в Европейском химическом агентстве (ЕХА). Практике вхождения российских предприятий в новую систему была посвящена международная конференция “Введение в Евросоюзе технического регламента REACH и его влияние на экспорт химических веществ из стран СНГ”, состоявшаяся на прошлой неделе в Казани.

Нам бы еще годок...

Зарегистрироваться всем поставщикам на европейский рынок предложили до 1 декабря текущего года. С точки зрения российских участников конференции, срок нереальный. Они надеялись на перенос сроков процедуры “пре-регистрации” в Европейском химагентстве на год - до декабря 2009 года.

 Президент хельсинкского REACH-центра (при котором располагается ЕХА) Ханну Ворнамо на уступки не пошел, оговорившись, впрочем, что время “Ч” - не проявление европейского остракизма по отношению к импортерам. Первого декабря завершается “облегченный” вариант регистрации. Он бесплатен и подразумевает, по словам руководителя REACH-центра, предоставление информации о предприятии и список производимых им веществ по одной из мировых классификаций. Дальше будет сложнее.

 Вообще же цель предварительной процедуры - получить информацию обо всех веществах, находящихся на рынке ЕС, их свойствах и влиянии на здоровье человека, окружающую среду и так далее. И если только объем производства или импорта конкретного химического вещества любого предприятия-евроэкспортера превышает

1 тонну в год, то система REACH становится для него обязательной. Поэтому нужно “огласить” весь список используемой “химии”, отделив безвредную от ядовитой, и зарегистрировать последнюю. Если, конечно, участнику бизнеса интересен рынок Евросоюза.

Несмотря на приближение рубежной даты, активности промышленников пока не наблюдается. Как сообщил Ханну Ворнамо, за прошедшие месяцы в мире зарегистрироваться в ЕХА решили лишь порядка 9 тыс. предприятий. “А в России - всего около сотни”, - уточнил он журналистам позже.

 Первый заместитель Премьер-министра РТ Борис Павлов прояснил “ВиД” ситуацию в Татарстане: “У нас в сфере химии-нефтехимии только крупных предприятий около тридцати. А на самом деле компаний - экспортеров в страны ЕС - более ста”.

Кстати, работа по внедрению стандартов REACH в Татарстане все же идет. Это закономерно, учитывая, что экспортные поставки нефтехимической продукции производителей нашей республики на мировой рынок достигают 40% всего объема выпуска. Так, ОАО “Нижнекамскнефтехим” провело перерегистрацию 33 продуктов в Европейском химическом агентстве и начало разработку регистрационных досье, отчетов по химической безопасности, расширенных паспортов безопасности. Кроме того, ведется работа с зарубежными и отечественными поставщиками по их участию в регистрации, предоставлению паспортов безопасности и технических условий и т.д.


 “Объективный” барьер

О том, что REACH станет барьером в торговле, заявляли на конференции вполне определенно. Под действие регламента подпадает продукция всех отраслей промышленности: нефтехимическая, текстильная, электронная, автомобильная, целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, индустрия строительных материалов и других. В рамках нового законодательства основная ответственность за управление возможными рисками, возникающими вследствие производства и использования химикатов, а также за представление информации о токсичности и показателях опасности соединений и оценка риска от негативного воздействия веществ при их производстве и использовании возложены на промышленность.

 В частности, несколько минусов, связанных с внедрением REACH, лежат на поверхности. Например, высокая бюрократизация процесса оформления документов (регламент - это детализированный документ на более чем 800 страницах, включающих 17 приложений, содержание которых, к слову говоря, порой имеет и неоднозначное толкование). Значительны затраты на процессы, связанные с подготовкой и исследованием веществ (а их может набраться немало, учитывая, что, по регламенту, существует лишь 1500 веществ, потенциально допустимых для разрешения среди 30 тысяч подлежащих регистрации). Эксперты называют среди прямых следствий REACH увеличение стоимости продукции до 15% и уменьшение сегмента дешевых товаров, причем до 10% из них попросту исчезнут с рынка. Особенно это может ударить по малым и средним производителям.

 Одним большим плюсом для промышленников называется повышение качества продукта в силу использования в нем исключительно безопасных веществ, а для мира - заботы о здоровье людей и благополучии природы. Это утверждали выступавшие на конференции представители Европейского химагентства, в финале неизменно грозящие пальчиком: “Осталось 10 недель!”


 

 Vivos voco сквозь трудности перевода

Живым голосом, воззвавшим из зала и взорвавшим его овациями, стало выступление заместителя генерального директора ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат” (ММК) Василия Варенова.

“Эта беда спустилась нам сверху, нам с ней жить, и давайте воспримем ее как данность”, - констатировал он на “круглом столе”, завершившем второй день работы конференции.

 Комбинат уже 1,5 года занимается процедурой “пре-регистрации” в ЕХА, и за это время магнитогорцами были обнаружены такие преинтереснейшие препоны, рядом с которыми отечественная бюрократия меркнет.

“У нас нет другого мнения: REACH заточен на то, чтобы убрать российских производителей в высокотехнологичных отраслях путем наложения на них мзды”, - сформулировал Василий Варенов. Эксперты отмечают обоснованность этого утверждения: стоит лишь сравнить структуру затрат европейских и неевропейских производителей - и “выживание” с рынка чужаков становится очевидным. Как отметил “ВиД” руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин, “безусловно, введение таких сложных административных процедур ведет в том числе и к определенному переделу рынка”.

Василий Варенов привел в пример несколько фактов, которые это подтверждают.

 В России нет своего “хелп-деск”, и потому промышленникам постоянно приходится обращаться за юридическими и техническими консультациями к специалистам европейских компаний, а это не бесплатно. В России не так много аккредитованных в соответствии с евростандартом GLP лабораторий. В России, кстати, до сих пор не создано координационного совета по REACH или специального органа от правительства. Нет и единого перевода документации, за точность которого ЕХА ответственность на себя не берет, провозглашая единым языком общения и регистрации английский. Далее идут расходы на фирму - единственного представителя, которую российское предприятие либо открывает, либо нанимает в стране ЕС (потому что все дальнейшее общение с ЕС, включая саму регистрацию, должна производить эта компания). А стоимость обслуживания у единых представителей немалая. По словам господина Варенова, для их металлургического комбината абонентское обслуживание оценили в $2 млн. Кроме этого, с введением единого представителя у компаний-экспортеров меняется логистика: если ранее компания разгружалась в нескольких точках, то теперь вынуждена действовать через одну общую, а уж потом везти товар до партнеров. И это вновь отражается на себестоимости...

 Поиронизировал представитель ММК и над технической вооруженностью регистраторов. Оказывается, что специальная программа, с помощью которой предлагается произвести электронную регистрацию, работает не только не круглосуточно, но даже с перерывами на обед: отчеты отсылать можно только ночью и лишь по частям - иначе никак. Поэтому докладчик не удивился такому мизерному количеству компаний, подавших заявку на “пре-регистрацию”, даже из технических соображений.

Посетовал господин Варенов и на то, что в процессе общения со специалистами ЕХА приходится своих регистраторов еще и образовывать. Например, доказывать, что азот, пусть он и газ, но входит в состав стали. Или что черная и цветная металлургия - совершенно разные отрасли промышленности, и продуктом первой нужно считать стальные заготовки - слябы, а не произведенные из них в Европе холодильники.


 Что делается?

 Очевидно, что сложившаяся ситуация должна вызывать у представителей российских властей обеспокоенность. Председатель Межгосударственного совета СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации Валерий Корешков сообщил “ВиД”, что Совет является организатором конференции, общими усилиями вместе с госорганами разрабатываются методические рекомендации для промышленности, переводятся основные документы. Он уточнил, что “при межгосударственном совете стран СНГ создана межгосударственная рабочая группа, координирующая эту деятельность. Совместными усилиями мы, наверное, сделаем все, чтобы максимально помочь в “пре-регистрации” прежде всего малым и средним предприятиям”. Очень важно, отметил Валерий Корешков, признание в ЕС результатов испытаний аккредитованных лабораторий стран СНГ.

По словам Григория Элькина, введение REACH провоцирует и другие страны на создание подобных же правил. “Мы готовим ряд стандартов, процедуры которых уже гармонизируются с REACH. Я думаю, мы сделаем их межгосударственными, чтобы просто не дублировать работу”. При этом господин Элькин подчеркнул, что сложно - не значит плохо: Европа ввела регламент для защиты своего населения от разного рода опасностей.

“Да, есть опасения, что предприятия, не полностью осуществившие “пре-регистрацию”, будут искать другие рынки, - согласился Валерий Корешков. - Поэтому надо защищать и свой рынок, чтобы к нам не хлынула незарегистрированная продукция!”

 Речь идет о так называемом “русском REACH” - проекте Федерального закона “О безопасности химической продукции”. Его начали разрабатывать с 2004 года, сейчас он проходит внутреннее обсуждение в Минпромэнерго. До его выхода ориентировочно осталось два года. Те же шаги предпринимают и другие страны. Видимо, этот регламент станет своеобразным ответом российских экспортеров. А пока наши промышленники пробиваются сквозь препоны европейских требований под моргания счетчика на сайте REACH: осталось ...дней, ...часов, ...секунд.

www.e-vid.ru