КРИЗИС в ХИМПРОМЕ: время передела


Финансовый кризис тяжелой поступью движется по отечественной промышленности. Чего стоит только сорванная сделка между компаниями «Amtel-Vredestein» и «Сибур — Русские шины», в результате чего остановились заводы первой, а сама компания оказалась на грани банкротства. Однако главным итогом всего происходящего станет глобальный передел рынка собственности в химии и нефтехимии. Сами предприятия никуда не денутся. Вопрос только в том, кто и за сколько их будет покупать, когда производства вновь (как и в 90−х годах прошлого века) научатся работать в условиях дефицита финансов?


Один из ведущих российских производителей шин — Amtel-Vredestein (AV) 1 октября официально объявил о прекращении действия соглашения между ним и компанией «Сибур — Русские шины» («Сибур-РШ», входит в нефтехимический холдинг «Сибур») о слиянии. Напомним, что в рамках этой сделки AV должен был провести допэмиссию объемом 159 млн обыкновенных акций в пользу «Сибура». Кроме того, Amtel хотел привлечь 150 млн долларов через частное размещение 79 млн новых акций. Причем две трети этой суммы предполагалось распространить по подписке среди ограниченного числа инвесторов, а 50 млн долларов – реализовать все тому же «Сибуру». В результате «Сибур» должен был получить 60,5% Amtel, а в Восточной Европе мог бы возникнуть крупнейший шинный холдинг с годовым оборотом два миллиарда долларов.

Однако до полудня 30 сентября эти и другие условия выполнены не были, и сделка в том виде, в котором она задумывалась, фактически сорвалась. Спустя несколько дней оба российских шинных завода Amtel, в том числе «Амтел-Поволжье» (Кировский шинный завод), встали – не хватило оборотных средств на сырье.

«Сибур», ранее частенько выручавший Amtel товарными кредитами, в этот раз, видимо, делать этого не стал. Во-первых, у него самого фактически сорвалась сделка по выкупу топ-менеджментом нефтехимического холдинга пакета акций у его основного владельца — Газпромбанка. А во-вторых, как ехидно заметил один из отраслевых аналитиков, «за полгода железо на заводе не проржавеет, зато сам «Амтел» можно будет купить за копейки».

Действительно, финансовый кризис сам по себе – штука малоприятная. Те же производители минеральных удобрений, бурно радовавшиеся росту цен на их продукцию и объемам сбыта, сейчас столкнулись с неприятным фактом затоваривания складов. «Все стоит, – жаловался один из них нашему корреспонденту. — И внешние рынки стоят, и рынок внутри страны встал». Понятно, что эта ситуация временная, поскольку производство минудобрений напрямую связано с производством продовольствия. Хлеб будут печь при любом режиме и при любом кризисе.

Сложнее ситуация с нефтехимическими производствами, выпускающими продукцию для строительства и автомобилестроения. У них тоже в последние несколько лет наблюдался интенсивный рост, в том числе за счет экспортных поставок в бурно развивающийся Китай, а сейчас некоторые эксперты полагают, что спрос на продукцию поволжских нефтехимиков упадет более чем наполовину (в том числе из-за того, что аналогичная продукция – например, ПВХ и синтетический каучук – хлынет к нам уже обратно из Китая). И ситуация здесь будет развиваться в зависимости от того, насколько прочным окажется «инвестиционный резерв», накопленный этими компаниями за время благоденствия, и насколько жесткими и разумными окажутся действия федерального правительства по защите внутреннего рынка от зарубежной экспансии.

Однако главным итогом всего происходящего станет глобальный передел рынка собственности в химии и нефтехимии Поволжья. Сами предприятия никуда не денутся. Вопрос только в том, кто и за сколько их будет покупать, когда производства вновь (как и в 90−х годах прошлого века) научатся работать в условиях дефицита финансов. Если, например, как предполагается, дальнейшим финансированием инвестпрограммы «Казаньоргсинтеза» будет заниматься «Газпром», получив за это контрольный пакет акций «полиэтиленового гиганта» — это одна история…

При всей неповоротливости газового монополиста это все-таки большей частью наше национальное достояние. Если же займы, взятые для модернизации производств или осуществления сделок по поглощениям активов, будут отдаваться зарубежным банкирам в виде пакетов акций тех или иных отечественных нефтехимических предприятий – это уже совсем другая история. И к достойному будущему нашей страны она не имеет никакого отношения.

Амтел-Поволжье вновь заработает?

Производство на Амтел-Поволжье может быть запущено в течение недели 20-24 октября 2008, - сообщает finmarket.ru. Переговоры о поставках сырья на предприятие «идут в позитивном ключе», но окончательного решения пока не принято, а в выходные дни переговоры не проводятся. Вероятнее всего, вопрос с продолжением поставок сырья на завод решится в й недели, в 20-х числах октября.

Ранее сообщалось, что Amtel полностью останавливает производство на кировском шинном заводе Амтел-Поволжье с 11 по 20 октября. Основная производственная деятельность Амтел-Поволжья была остановлена с середины сентября, и предприятие лишь продолжало осуществлять заказы государственных силовых структур. Деятельность второго шинного завода холдинга, Амтел-Черноземье, на данный момент ограничена - предприятие работает на обеспечение заказов голландской Vredestein.

ОАО СИБУР Холдинг и Amtel-Vredestein прекратили переговоры об объединении шинных активов 30 сентября. Amtel не смог к сроку провести частное размещение, чтобы получить оговоренные в соглашении 100 млн долл. инвестиций. Таким образом, второй транш в размере 20 млн долл., который компания СИБУР-Русские шины должна была предоставить партнеру в случае выполнения им всех условий, включая частное размещение, не был выполнен, и данная сумма, необходимая Amtel для возобновления деятельности остановленного за отсутствие оборотных средств завода Амтел-Поволжье, также легла на плечи компании.

1 июля текущего года СИБУР и Amtel-Vredestein сообщили о достижении договоренности о слиянии СИБУР-Русские шины и Amtel-Vredestein. По условиям соглашения, Amtel-Vredestein предполагала выпустить допэмиссию акций, которая должна была быть оплачена ценными бумагами СИБУР-Русские шины. Кроме этого, Amtel-Vredestein должен был провести частное размещение акций на 150 млн долл. В результате транзакций СИБУР должен был получить 60,5% в объединенной компании Amtel- Vredestein.

Пойти на слияние с СИБУР-Русские шины Amtel вынудили огромные долговые обязательства - общий долг Amtel по итогам прошлого года вырос почти на 18%, до 800 млн долл. СИБУР был готов предоставить Amtel-Vredestein промежуточное финансирование объемом 40 млн долл., которое позволило бы компании пополнить оборотные средства еще до завершения сделки.


По материалам «Эксперт Волга»

www.Newchemistry.ru